Пермский театр юного зрителя - ВУЗ + ТЮЗ - ВУЗ + ТЮЗ
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

ВУЗ + ТЮЗ

Театр + » Проекты » ВУЗ + ТЮЗ

Сезон 2015 - 2016 гг.
 
Студенты-филологи Пермского гуманитарно-педагогического университета, участники проекта «Спектакль – от замысла до воплощения», продолжают знакомиться с процессом подготовки театральной постановки. Они уже прочитали пьесу «Лондон белорусского драматурга Максима Досько, сравнили оригинал со сценическим вариантом Пермского ТЮЗа, побывали в пошивочном цехе и расспросили художника Валентин Серебренникову о визуальном образе. И вот встреча с режиссером «Лондона» Максимом Соколовым. 

Студенты интересовались возникновением замысла, рассуждали об особенностях образа главного героя, пытались разобраться, чем актуальный театр отличается от современного.

Впереди главное событие проекта – просмотр спектакля «Лондон» и написание рецензии. Кстати, ребята впервые попробуют себя в роли критиков, поэтому у Максима Соколова они спрашивали, какой должна быть хорошая рецензия и мнением каких современных критиков он интересуется. 
 
______________________________________________________________________________________________
 
В рамках студенческого проекта Пермского ТЮЗа «Спектакль - от замысла до воплощения» начался новый цикл встреч. Они посвящены спектаклю «Лондон» по пьесе белорусского драматурга Максима Досько. Первыми начали погружение в процесс создания театральной постановки студенты филологического факультета Пермского педагогического университета. Как и в профессиональном театре, они начали с читки пьесы, со знакомства с текстом, героями, сюжетом.
 
Чтение текста заняло почти полтора часа, читали с экранов телефонов с планшетов. Причем, это был принципиально важный момент, потому что бумажный носитель не смог бы передать всех особенностей произведения. А электронный вариант текста позволил максимально точно понять, что же представляет собой форма пьесы. «Лондон» - это монолог сантехника Гены, который отправляется в столицу Великобритании как победитель конкурса мастеров народных промыслов. По замыслу драматурга Максима Досько, текст объединен с многочисленными фотографиями. Они не просто иллюстрируют слова, но являются неотъемлемой частью произведения и работают на главную мысль: что такое патриотизм, можно ли назвать истинным патриотизмом ностальгию по неприглядному, но «своему» житью?
 
В финале встречи студенты охарактеризовали пьесу «Лондон» эпитетами «необычная», «прикольная», «ерническая». Большинство склонялось к тому, что очень хочет увидеть ее на сцене.
 
Героиней следующей встречи стала художник Валентина Серебренникова. Она показала студентам эскизы декораций и костюмов и рассказала об идее визуального образа спектакля:
 
-- Для меня сквозная мысль пьесы - о месте человека в мире, его корневой системе и может ли он выжить вне ее. Символ - это гнездо. Построение визуального образа идет на контрасте живой фактуры, живой материи - проволоки, стали, резины, и абсолютно другого видеоряда - медийного восприятия пространства. Мы будем работать с проекциями, использовать веб камеры. Наша идея - столкновение двух миров, родного корневого и иного.
 
После разговора с художником студенты отправились в пошивочный цех и увидели, как создаются театральные костюмы: потрогали ткани, увидели шапку, рукава и фалды будущей формы британского королевского гвардейца. Получили ответы на все свои вопросы о профессии театральной швеи.
 
Впереди у студентов – встреча с режиссером постановщиком спектакля «Лондон» Максимом Соколовым и посещение премьеры.
______________________________________________________________________________________________
 
Сезон 2014 - 2015 гг.
 
Студенты – филологи Пермского гуманитарно-педагогического университета продолжают знакомиться с секретами создания спектакля. Третья встреча из цикла «Спектакль: от замысла до воплощения» была посвящена искусству театрального художника. В небольшой репетиционной комнате стало тесно от множества эскизов – костюмов и декораций. Главный художник Пермского ТЮЗа заслуженный художник России Юрий Жарков решил познакомить студентов не только со своими работами, но и с творчеством мастеров, которые в разные годы оформляли спектакли. Это Ирэна Ярутис, Марк Борнштейн и Борис Рахлин. Разные манеры, разные подходы, разные стили – этим они и интересны. В разговоре об искусстве сценографии Юрий Жарков сумел словами описать то, что нынешние студенты в силу возраста видеть не могли - легендарные спектакли Московской Таганки, в частности сценографию Давида Боровского к спектаклю «А зори здесь тихие». Зашла речь и об особенностях мышления театрального художника, о необходимости школы, о первооткрывателях и последователях.
 
Особое внимание Юрий Жарков уделил сценографии спектакля «Школа для дураков», который оформила в Пермском ТЮЗе молодая художница из Москвы Алина Бровина. Эскизы декораций она выполнила в необычной манере коллажа, использовав фотографии «странных людей» всех времен и народов. По словам Юрия Жаркова, этот способ отлично «работает» на главную мысль спектакля, хотя в реальной постановке этих персонажей нет.
 
В этот же день первокурсники филологического факультета своими глазами увидели, что же такое спектакль «Школа для дураков», о котором они столько слышали.
______________________________________________________________________________________________
 
 
Проект Пермского ТЮЗа «ВУЗ+ТЮЗ» расширяет свое пространство. К нему присоединились студенты - филологи Пермского педагогического университета. На 1 курсе в учебном плане у них есть культурно-просветительская практика. В этом году она будет посвящена спектаклю ТЮЗа «Школа для дураков». В течение месяца студенты будут знакомиться с процессом создания спектакля. И первая встреча стала знакомством с инсценировкой романа Саши Соколова «Школа для дураков», которую написал режиссер спектакля Максим Соколов, однофамилец автора.
 
Филологией, по традиции, занимаются в основном представительницы прекрасного пола. Среди 30 первокурсников - всего один юноша. Он читал за директора, отца и прокурора, все остальные роли разошлись среди девушек: они озвучивали текст и героя и его двойника, и его одноклассников, а также учителя географии, завуча, мамы и влюбленной школьницы.
 
«Читать было сложно, а еще сложнее - воспринимать на слух этот особенный текст», - признались студенты. Сюжет «Школы для дураков» больше похож на калейдоскоп из ярких кусочков, плавно переходящих из одного в другой, а герой, вместе со своим двойником не может примириться с окружающей действительностью.
 
Делясь первыми впечатлениями от знакомства с инсценировкой, студенты употребляли слова «странно», «абсурд», «непривычно». Они говорили о возрасте героя, его взаимоотношениях со временем и детском восприятии мира.
 
Впереди у студентов-филологов продолжение разговора о писателе Саше Соколове, проникновение в его творческий мир, а также встреча с театральным художником, посещение спектакля «Школа для дураков» и обсуждение постановки. 
______________________________________________________________________________________________
 

В рамках цикла  «Спектакль: от замысла до воплощения» театральную кухню постигают студенты-психологи ПГГПУ . 

Встреча началась в мастерской  главного художника Пермского ТЮЗа  заслуженного художника России Юрия Жаркова. Там студенты узнали о том, сколько всего должен знать  театральный художник: историю живописи и моды, особенности кроя костюмов разных эпох и стилей,  специфику разных тканей. Сам он не только рисует эскизы костюмов и декораций, но и является технологом, закройщиком, сам покупает ткани. Часто вместе с режиссером придумывает спектакль. Например, в недавней премьере ТЮЗа «Как я стал идиотом» именно Юрий Викторович предложил всех героев сделать представителями уличной культуры Парижа.

Студенты увидели эскизы костюмов к премьере театра «Слушай, как поют эльфы», которые выполнены художником-постановщиком спектакля Любовью Мелехиной. Однако это не значит, что Юрий Викторович, никак не участвовал в процессе создания постановки, он как главный художник театра, координировал работу цехов и контролировал пошив костюмов.  

Зашла речь и о премьере следующего сезона – детском спектакле «Сказки Оле- Лукойе».  Над этой постановкой они работают всей семьей, в буквальном смысле слова. Юрий Жарков – художник. Дочь,  актриса театра Ксения Жаркова – автор пьесы по мотивам сказок Г.Х.Андерсена. Режиссер будущего спектакля – заслуженная артистка России Татьяна Жаркова, его жена. Для Юрия Викторовича и для всей его семьи театр – это образ жизни.

Так же Юрий Викторович рассказал о своем хобби. Он очень любит цветы и дома у него целая оранжерея. Раньше он увлекался гончарным искусством, росписью по батику, вязанием, шитьем.

Следом за мастерской Юрия Жаркова студенты-психологи отправились в пошивочный цех. Это то место, где эскизы превращаются в реальные костюмы. Швеи рассказали о себе, о своей работе. Оказывается, ткани бывают  удачными и неудачными для пошива костюмов. Одни – чересчур мнутся, другие, наоборот, очень  жесткие, а третьи - слишком осыпаются. В пошивочном цехе мастера работают уже не один десяток лет. И если бы перед ними встал выбор – театр или ателье – все безоговорочно выбрали бы театр. Они чувствуют себя сотворцами, вместе  с художником по костюмам и режиссерам создают важную часть сценического образа актера. Вслед за главным художником Юрием Жарковым они повторили, что  в театре важно не образование, а преданность и верность искусству. В театре надо быть человеком театра.

Уходя из театра, студенты поделились мыслями и впечатлениями.

Анастасия Заборская отметила:  «Между разными фрагментами в судьбе Юрия Викторовича нет границ. Все они органично переплетаются». Так же они были удивлены той заинтересованностью, с какой мастера в пошивочном цехе не только делают свое дело, но и говорят о своей профессии.

Тем временем цикл «Спектакль: от замысла до воплощения» на этом не закончен…

______________________________________________________________________________________________

К проекту «ВУЗ+ТЮЗ» присоединились студенты Пермского педагогического университета. И очередная встреча из цикла «Спектакль: от замысла до воплощения» объединила их со студентами высшей школы экономики. Участники проекта смогли попасть в святая-святых – на репетицию спектакля «Слушай, как поют эльфы».
 
Работа над этой постановкой продолжается в Пермском ТЮЗе. На сцене – заслуженная артистка России Татьяна Жаркова в роли Арины Аркадьевны, актёры Павел Ознобишин, который играет Сашу, и Анна Демакова – Маша. Режиссер Александр Николаев – за рабочим столиком в середине зала. Репетируется сцена в квартире у Арины Аркадьевны. Актеры пробуют много разных вариантов, прежде чем находят нужную интонацию, жест или движение.
 
Следующая сцена – в парке, где поют эльфы. Актеры пробуют двигаться на поворотном круге, осваивают мизансцены. Кстати, студенты узнали, что это театральное слово означает размещение декораций, предметов и действующих лиц на сцене.
 
Попасть на «театральную кухню» мечтают многие, удается - избранным. Студентам, изучающим курс «Психология творчества», это особенно важно и с профессиональной точки зрения. Вот впечатления счастливчиков:
 
Екатерина Пивнева, студентка ПГГПУ: «Было интересно, так жизненно, и реально! Интригует, какой вариант из предложенных на репетиции, окажется в конечном итоге на сцене?»
 
Александр Ткачев, студент ПГГПУ: «Я впечатлен. Каждая сцена - отдельный спектакль, архиважный. И все малые спектакли хорошо бы в конце сложить в одно целостное и гармоничное произведение. Этого я желаю режиссеру, актерам и всем-всем-всем..»
 
Олеся Хорошева, студентка ПГГПУ: «Ценный опыт! Было любопытно понаблюдать за взаимодействием режиссера и актеров».
 
Ребята получили много эмоций. Для студентов высшей школы экономики это одна из последних встреч, в следующий раз они придут в театр уже на премьеру. Студенты-психологи еще только в начале пути, и у них впереди еще много интересных встреч и знакомств с теми людьми, которые создают спектакль.

_____________________________________________________________________________________________

3 марта состоялась очередная встреча со студентами Вышей школы экономики в рамках проекта «ВУЗ+ТЮЗ». Третья встреча из цикла «Спектакль: от замысла до воплощения» была посвящена знакомству с профессией театрального художника.
Над спектаклями Пермского ТЮЗа работают самые разные сценографы. Прежде всего это главный художник театра заслуженный художник России Юрий Жарков, мастера из Санкт-Петербурга Ирэна Ярутис и Марк Борнштейн. Над ближайшей премьерой «Слушай, как поют эльфы» трудится гостья из Коми-Пермяцкого драматического театра им. М. Горького Любовь Мелехина. 
Театральный художник - это не просто человек, который отлично рисует, это профессия очень многогранна. Знание истории, моды, литературы, архитектуры, различных художественных стилей, объёмное мышление – лишь немногие аспекты таланта сценографа. Работа художника над спектаклем начинается со знакомства с пьесой и обсуждением замысла будущего спектакля с режиссером. К этим беседам часто подключается автор музыкального оформления и хореограф. Ведь декорации и костюмы не могут противоречить общему стилю постановки и должны работать на общую идею спектакля. 
Театральный художник должен чувствовать фактуру ткани и дерева, металла и пластика, а еще
 представлять, как они «заиграют», оказавшись на сцене, при свете софитов, рядом с актёрами.  
- Это не так просто, как казалась мне раньше,- говорит Людмила Иванова, студентка НИУ ВШЭ,- театральному художнику то не только надо нарисовать костюм, соответствующий конкретной эпохе, но и отразить характер персонажа, его изюминку.
Студентам НИУ ВШЭ, участникам проекта «Спектакль: от замысла к воплощению»,  довелось увидеть эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Слушай, как поют эльфы» по пьесе Ярославы Пулинович. Они не скрывали, что рисунки художника не во всем совпали с теми картинками, которые они вообразили себе после прочтения пьесы. 

Приятным завершением встречи стала экскурсия в пошивочный цех ТЮЗа, где студенты увидели, как и кто создаёт костюмы.
- Я не думала, что так много человек принимают участие в создании спектакля. – призналась Лина Бояршинова, студентка НИУ ВШЭ. Меня удивил тот факт, что в театрах существуют собственные пошивочные цеха. Я полагала, что театр просто сотрудничает с каким-нибудь ателье. Нам дали уникальную возможность сначала почувствовать героя, потом увидеть, как художник представляет себе будущий образ, осталось дождаться премьеры, чтобы увидеть всё в живую.
До премьеры ребята ещё раз побывают в театре и встретятся с молодым режиссёром, постановщиком спектакля «Слушай, как поют эльфы» Александром Николаевым. 

_____________________________________________________________________________________________

17 февраля в Высшей школе экономики состоялась вторая встреча в рамках проекта «Спектакль: от замысла до воплощения», которая была посвящена творчеству драматурга Ярославы Пулинович.
Студенты Высшей школы экономики продолжают постигать тайны создания спектакля. Разговор о творчестве молодого российского драматурга стал логическим продолжением цикла встреч «Спектакль: от замысла, до воплощения». Вели встречу помощник художественного руководителя по литературной части Илья Губин и начальник отдела развития Алла Гурина.
На сегодняшний день Ярослава Пулинович является одним из самых известных драматургов, учеников Николая Коляды. Она автор более 20 пьес и большого количества инсценировок. На афишах практически всех российских молодежных театров значится ее имя. В чем секрет такой востребованности? Как Николай Коляда «учит на драматурга»? Почему именно Екатеринбург стал драматургическим центром России ? На эти и многие другие вопросы ребята получили ответы.
А еще они посмотрели фрагменты спектаклей Пермского ТЮЗа «Золочёные лбы», «Отрочество» и «Господа Головлёвы», которые появились в репертуаре благодаря драматургическому таланту Ярославы Пулинович. А параллельно попробовали разобраться, чем авторская пьеса отличается от инсценировки и что такое пьеса по мотивам.
«Мне было интересно, - призналась студентка 2 курса НИУ ВШЭ Лина Бояршинова, - этот разговор дал толчок к самостоятельному чтению. Хочется глубже разобраться в том, о чём мы сегодня говорили».
«Я открыл для себя новое направление в литературе - уральскую драматургию, - продолжил мысль Лины студент 3 курса Артем Клемешов. – Для меня раньше уральская литература ассоциировалась только с именами Павла Бажова и Алексея Иванова. Я загорелся желанием не только почитать, но и увидеть».
Побывать в театре, посмотреть спектакли по пьесам, написанным Ярославой Пулинович, - такая возможность у ребят, конечно же, есть. А проект «Спектакль: от замысла до воплощения» продолжится разговором о творчестве театрального художника. На следующей встрече они увидят эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Слушай, как поют эльфы».

______________________________________________________________________________________________

10 февраля стартовал новый проект «ВУЗ+ТЮЗ». Первопроходцами стали студенты Высшей школы экономики. Большая программа сотрудничества будет состоять из нескольких мини-проектов. Один из них, «Спектакль: от замысла до воплощения», поможет ребятам узнать, как рождается театральная постановка. За полтора месяца участники шаг за шагом познакомятся со всеми этапами «театральной кухни».
Главным критерием отбора участников проекта стали желание студентов, их интерес к театру. Это студенты кафедры гуманитарных дисциплин, ребята из «Литературной гостиной» и «Дискуссионного клуба» НИУ ВШЭ. Проект открыт, и к нему могут присоединиться все желающие.
Первая встреча была посвящена знакомству с пьесой Ярославы Пулинович «Слушай, как поют эльфы». Работа над этим спектаклем началась в Пермском ТЮЗе именно 10 февраля. Студенты, как настоящие актёры на первой репетиции, просто читали текст. Это оказалось не так просто, так как читать надо было без эмоций, без раскрашивания текста интонациями. Каждый из ребят читал и за главного героя Сашу, и за его любимых девушек Машу и Майю, и за самого колоритного персонажа - Арину Аркадьевну.
- Проект просто замечательный! С одной стороны, театр расширяет свою аудиторию. С другой - мы, студенты, глубже проникаемся театральной культурой и видим, как спектакль рождается, делает свои первые шаги и в итоге выходит в огромный мир. Это возможность, которую нельзя не оценить. Мы начали с читки и почувствовали себя немного актёрами. Я, пожалуй, впервые понял, насколько творческим является процесс постановки. Малейшие нюансы интонаций, жестов, актёрской интерпретации создают пёструю картину действия. А ведь есть ещё режиссёр, художники, осветители и множество других специалистов, которые вносят свою лепту в общее дело. Жду-не дождусь увидеть, как их вклад влияет на итоговый результат, - говорит Никита Иванов, будущий политолог.
«Читка» - это только начало. Следующий этап проекта «Спектакль: от замысла до воплощения» – знакомство с творчеством одного из самых известных современных российских драматургов Ярославы Пулинович. Студенты НИУ ВШЭ увидят фрагменты спектаклей по пьесам Я. Пулинович, в том числе тех, что идут на сцене Пермского ТЮЗа. Встречу, которая запланирована в стенах НИУ ВШЭ на 17 февраля, проведёт заведующий литературной частью ТЮЗа Илья Губин.

______________________________________________________________________________________________

Пермский ТЮЗ запускает новый творческий проект "ВУЗ + ТЮЗ"! Он стартует уже сегодня! Студенты Национального исследовательского университета Высшая школа экономики пройдут с нашим театром путь от замысла спектакля "Слушай, как поют эльфы" Я.Пулинович до его воплощения на сцене!


Назад   Наверх