Пермский театр юного зрителя - Пьесы Александра Вампилова в Пермском ТЮЗе - Пьесы Александра Вампилова в Пермском ТЮЗе
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пьесы Александра Вампилова в Пермском ТЮЗе

О театре » Виртуальный музей » Пьесы Александра Вампилова в Пермском ТЮЗе

«Мне прислал письмо Пермский ТЮЗ, просят пьесу. Будьте добры, отправьте им один экземпляр. Если «Старший сын» не пойдет сейчас хоть где-нибудь, хоть в Перми, хоть у черта на куличках, мне придется в ближайшее время и самым решительным образом отказаться от сочинения пьес». Это цитата из переписки драматурга А. Вампилова и завлита Театра на Малой Бронной Е.Л. Якушкиной. Увы, премьера «Старшего сына» состоялась не в Перми, а в Иркутске, в драматическом театре имени Н.П.Охлопкова, в 1969 году.
 
В Пермском ТЮЗ пьеса «Старший сын» А. Вампилова была поставлена в 1975 г. режиссером Михаилом Кольцовым. Это был удивительный спектакль, смешной и лирический, пронзительный и очень человечный. Роль Сарафанова блистательно сыграл заслуженный артист России Борис Плосков. Спектакль пользовался огромным зрительским интересом. И это не случайно. Александр Вампилов часто любил повторять: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам».
 
   
 
  
 
К творчеству драматурга Пермский ТЮЗ обращался еще не раз.
В июне 1980 года состоялась премьера спектакля «Прощание в июне». Главный герой спектакля - талантливый студент, всеобщий любимец, дерзкий и находчивый с девушками, бесшабашный озорник, сорвиголова... Не лезет в карман за словом, очаровывает на ходу случайную незнакомку на автобусной остановке и не теряется, когда его гонят из института: пристраивается садовником на даче у пенсионера-спекулянта… Несостоявшаяся свадьба, вызов на дуэль и даже пятнадцать суток ареста - это все есть в пьесе. Но главное, большая любовь, ради которой необходимо сделать жизненно важный выбор... Ведь та девушка на остановке – дочь ректора университета. Тому Колесов определенно не по нраву, и он вынуждает молодого человека решать классическую дилемму: любовь или карьера, успех или личное счастье.
 
Режиссер Валерий Йонаш вместе с драматургом задавал вопрос: спасёт ли порванный диплом разрушенные отношения, вернёт ли герою душевный покой и былую уверенность в своих силах? Спектакль задевал за живое остротой внутренних драм, глубиной конфликтов, которые кроются за внешней простотой.
 
  
  
 
1988 год – «Чулимск» в постановке молодого режиссера Вячеслава Голода. Таежный райцентр. Девять героев, девять судеб, вызывающих сочувствие. В течение одного дня развивается действие. Утро начинается с надежды, а вечер ломает судьбу главной героини, юной Валентины. Заслуженный художник России Юрий Жарков, будучи тогда актером, играл роль следователя Шаманова, человека огрубевшего, лишенного каких-либо иллюзий. Он так вспоминает о том спектакле: «Слава Голод умел создать целый мир: он рассказывал простую историю, а ассоциации возникали сложные, спектакль углублялся. Действие «Чулимска» происходило в некоем болотно-топком пространстве. На сцене висела стеклянная лодка, в которой я практически голый лежал в начале спектакля, как мёртвая царевна в хрустальном гробу. Валентина трактовалась как ангел, сошедший с неба. Отец Валентины – это был глас Божий. Открывалась световая щель, и звучал текст: «Ты где? Иди домой». Эти спектакли не получали адекватной оценки, в прессе их, как правило, ругали, обвиняли в формализме, как в своё время обвиняли А. Таирова и Вс. Мейерхольда. Это был, скорее, таировский театр».
 
 
И снова «Старший сын» - 2010 год. Спектакль получил название «Предместье», побывал на множестве театральных фестивалей: VI Всероссийском фестивале «На пороге юности» (г. Рязань, 2010), VIII Фестивале современной драматургии им. А. Вампилова (г. Иркутск, 2011), XII Международном театральном фестивале «Радуга» (г. Санкт-Петербург, 2011).
 
Противопоставление мира большого города миру провинции, предместья заинтересовала и зрителей и критиков. «Звучит мысль, что глубинка была и остается вместилищем хороших, добрых, трудолюбивых людей», - считает Надежда Громыхалова. «Несмотря на все «измы» и «актуальности», что сегодня теснятся на сцене, человек с его переживаниями будет всегда в моде», уверена журналист Людмила Каргопольцева. «Режиссер Михаил Скоморохов ставит спектакль и про время, откуда родом его поколение, и про попытку соединить порвавшуюся связь времен, и про вечные истины», - рассуждает критик Владимир Спешков.
 
   
 
В октябре 2017 г. спектакль «Предместье» вернулся в репертуар театра. Эту одну из самых лиричных и тонких пьес отечественной драматургии расскажет молодое поколение. В главных ролях Бусыгина, Сильвы и Васеньки зрители увидят артистов Е. Замахаева, С. Сопко и А. Королева.
 
  
 
2017 год - юбилейный для замечательного русского драматурга А.В. Вампилова, в августе ему могло бы исполниться 80. Пермский ТЮЗ не только отдаёт дань памяти писателю. Это очень важный для театра спектакль – о вечных ценностях, о родстве душ, которое оказывается существеннее кровного родства. Валентин Распутин заметил, что «Вампилов вошел в тот строгий и неразменный ряд авторов, на которых мода не посягает». Загадка Вампилова в его незавершенности. Будет о чем поразмышлять и зрителям, которые с радостью вновь погрузятся в эту смешную, лирическую, пронзительную и очень человечную историю.
 

Назад   Наверх