Пермский театр юного зрителя - Сказки Евгения Шварца на сцене Пермского ТЮЗа - Сказки Евгения Шварца на сцене Пермского ТЮЗа
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Сказки Евгения Шварца на сцене Пермского ТЮЗа

О театре » Виртуальный музей » Сказки Евгения Шварца на сцене Пермского ТЮЗа

Сцена из спектакля Пермского ТЮЗа «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца

Пермский ТЮЗ ведет свою историю с 1964 г. Театр открылся романтической драмой Алексея Арбузова «Город на заре» 4 декабря. А уже на следующий день утром был сыгран первый детский спектакль – «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца.

«В жизни пермских мальчишек и девчонок, юношей и девушек большая радость: они получили в подарок свой театр, открылся профессиональный ТЮЗ! - писала в газете «Звезда» доцент Пермского университета Г. Телятникова. - Коллектив молодого театра с большой любовью и чувством ответственности готовился к этому дню. Каждое поколение будущих зрителей получило свой спектакль: школьникам первых-шестых классов приготовлена сказка «Снежная королева», учащиеся старших классов и техникумов увидят историю из жизни своих сверстников «Все это не так просто», наконец, рабочая и вузовская молодежь встретится с юностью своих отцов в «Городе на заре». Существует мудрая пословица: скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты. Памятуя ее, новый театр выбрал в друзья А. Арбузова и Е. Шварца, их драматургию больших мыслей и ярких красок и тем самым открыл себе путь к вдохновенному и радостному творчеству. Встреча с А. Арбузовым и Е. Шварцем, художниками необычайно щедрыми в изображении красоты человеческих душ, во многом предопределила плодотворность первого разговора со зрителем».

Программка спектакля Пермского ТЮЗа «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца Программка спектакля Пермского ТЮЗа «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца

В 1970-м году «Снежная королева» обрела новую жизнь. Опять маленькая отважная Герда отправлялась на поиски названного брата Кая. И в пути ей помогал добрый Сказочник, который угадывал подстерегающие ее опасности, помогал. И, конечно же, произносил слова, которые давно стали крылатыми: «Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего! Пусть только покажутся, и мы скажем им: "Эй, вы! Снип-снап-снурре…».

    

Через год в репертуаре ТЮЗа появилась еще одна сказка Е. Шварца - «Два клена». Бессердечная и жестокая Баба Яга под его пером обнаружила еще одну препротивную черту — самозабвенную, прямо неистовую влюбленность в собственную персону: "Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя самое; у вас тысячи забот, о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке, и беспокоюсь". Но труд, смекалка и находчивость положительных героев к радости детворы разрушили злые чары коварной волшебницы. Как и Сказочник в «Снежной королеве», Василиса и ее сыновья доказывали юным зрителям простую, но важную мысль - сделаете одно доброе дело, и оно вернется к вам в десятикратном размере.

Заслуженный артист РФ Вячеслав Тимошин пришел в Пермский ТЮЗ в 1974 году. Молодому актеру тут же поручили необычную роль – курьих ножек в спектакле «Два клена». Он вспоминает: «Избушка Бабы Яги в этом спектакле представляла собой треугольную призму, и на каждом углу были ноги – мы, три молодых артиста, обутые в желтые сапоги. То есть у избушки на самом деле было шесть ног. И вот Баба Яга кричит: «Эй, избушка, приди ко мне!» И избушка появлялась из-за кулис. Баба Яга туда заскакивала, и мы должны были ее держать, боясь уронить. Курьи ножки еще умудрялись драться между собой, одна пара пинала и лягала другую. Избушка звуки издавала – это мы кудахтали.

У меня была в этом спектакле еще одна маленькая роль – «подставная» Баба Яга. Перед началом второго действия сцена от зала была отделена суперзанавесом с прорезными окошками. И вот Баба Яга, которую играли два артиста – заслуженный артист Борис Плосков и Виктор Малкин, - появляется в одном окошке и тут же - в другом. Так вот в другом появлялся я, загримированный точно также, как и настоящая Баба Яга. У меня были космы, нос из поролона, платочек на голове. Так наша Баба Яга «мгновенно» перелетала с места на место».

      

2016 год подарил пермякам еще одну встречу с героями Е. Шварца. Спектакль «Обыкновенное чудо» поставил режиссер Максим Соколов. Музыку написал Петр Налич, образный фантазийный мир создала художница Валентина Серебренникова.

      

Эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Обыкновенное чудо» (худ. В. Серебренникова)

– Для меня было важно показать путешествие из обыденного мира в сказочный. Эти два мира порой находятся близко друг к другу, смыкаются. И на этом стыке возникает нечто волшебное, удивительное, дорогое... Какой-то добрый смыл и энергетика, которые сейчас очень необходимы, - признавался перед премьерой Максим Соколов.

А вот как откликнулись на премьеру журналисты и критики:

«Спектакль от начала до конца пропитан волшебством пластики, света, музыки и пронзительного текста Евгения Шварца. Метафоры сыплются со сцены звездопадом. И понимаешь, что сердце разорвать на куски легче, чем листок красной бумаги. А поцелуи рождаются на небесах. И даже любовь здесь осязаема - она высекает настоящие электрические разряды по краям сцены». (Марина Шнайдер)

«В спектакле много интересно придуманных режиссером сцен, например, первая встреча Принцессы с Медведем, которого Сказочник превратил в прекрасного юношу. Их внезапное столкновение подобно удару молнии, от которого на мгновение они оба теряют сознание. Да, это любовь с первого взгляда, опалившая их сердца своим жаром. Сцена полета влюбленных высоко над Землей, навстречу друг другу - настоящее чудо (ассистент по работе на полотнах Олеся Пивова). (Галина Куличкина)

«Даже обладая большими знаниями, невозможно вывести формулу любви. Ее можно узнать, только пережив целую гамму чувств влюбленных: от симпатии до ненависти, от трепета до гнева, от притяжения друг к другу до желания сделать больно, от дружбы до предательства. Но, если это любовь, всегда произойдет чудо». (Александр Волков)

«В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», - писал Евгений Шварц в своей пьесе «Обыкновенное чудо».  К мыслям, высказанным в детских сказках, стоит прислушаться взрослым, а все, что Шварц создавал для взрослого читателя, оказывается доступным детскому пониманию. Поэтому эти сказки всегда актуальны. И по-настоящему человечны.

 


Назад   Наверх