Новости
19/04/2015 Павел Руднев и Лев Закс в Пермском ТЮЗе
18 апреля спектакль «Господа Головлевы» Ярославы Пулинович в постановке народного артиста России Михаила Скоморохова посмотрели театральные критики Павел Руднев и Лев Закс.
После спектакля состоялось обсуждение.
Лев Абрамович Закс, театральный критик, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного университета (г.Екатеринбург).
У меня сегодня приятная обязанность. Я от души аплодировал тому, что я сегодня увидел. У вас получилось очень сильно! Это настоящее событие не просто местного масштаба, а общероссийского. Хочется тянуть это ощущение. Хочется сопереживать этой истории. Хочется, чтобы ваш спектакль увидело как можно больше зрителей России. В спектакле получилось абсолютно всё, мне кажется. В нем органично сошлось: высочайшее произведение русской классической литературы со школой русского психологического театра, мастерство режиссера Михаила Скоморохова, умеющего проникать и вскрывать глубины сложнейшей человеческой психологии, актуальность ( простите за это пошлое слово) и современность звучания материала при внешнем традиционном рисунке.
К сожалению, психологический театр сегодня не в чести. Многие режиссеры преуспели в осовременивании классики, часто поверхностном, касающемся лишь формы, а не глубины смыслов, заложенных в ней. Ваш спектакль о семье Головлевых, ее распаде, вырождении – это спектакль в то же время и про меня, про нашу сегодняшнюю жизнь: когда накопительство, стяжательство становятся главной целью жизни многих, разрушая человека изнутри, нравственно.
Этот спектакль - и ансамблевая работа и, конечно, бенефис Елены Бычковой. Это блистательный монолог. Меня поразило ощущение проходящих лет. Как все изменяется, человек срастается с временем. Актриса проживает эту жизнь, эту болезненную жизнь.
Это и не про нас и так про нас! Это история о том, как яркая личность превращается в обезличенную деталь.
Это ансамбль подлинных работ. Удивительная работа Александра Красикова. Его Порфирий – очень силен. Белесость его глаз. Это не человек лозунг – это живой человек. Это человек со страшной правдой.
Мы на яву видим разрушение - человека, рода. Гибель рода. Гибель времени. Это настоящая высокая трагедия!
В этом спектакле все работают и всё работает! Каждое закрытие плетня – это своеобразная черта жизни, черта под чертой.
Такие вещи должны жить долго. Это очень сильное воздействие. Это замечательная работа, заставляющая задуматься о времени настоящего русского психологического театра.
Я сегодня открыл Елену Бычкову, большую драматическую актрису.
Павел Андреевич Руднев, театральный критик, театральный менеджер, кандидат искусствоведения, доцент, помощник художественного руководителя МХТ им. Чехова по спец.проектам (г. Москва).
Конечно, критику нужно скрывать свои эмоции, но сегодня я получил большие впечатления. Оглушительные впечатления. Этот спектакль очень показателен! Видно желание еще глубже встрять в книгу. Это такой приквел. Желание узнать, а что же было там, желание узнать, как они стали такими. Так в свое время сделал Додин с «Бесами». Открыл миру первую часть истории, позволил по-новому взглянуть на это. Так с «Господами Головлевыми» поступил и Михаил Скоморохов. В спектакле видна его укорененность в текст произведения, необычный взгляд на него.
Мы видим предельную актуализацию. Острейшее наполнение. Мы видим, как произведение становится актуальным изнутри, а не внешне. Смотря как бы в прошлое, мы черпаем сегодняшнее, то, что нам нужно.
Это спектакль о том, как униженный ребенок заимствует материнскую стратегию и увеличивает её.
В спектакле Скоморохова мы видим укорененный, подлинный психологический театр в лучшем его воплощении.
Мы видим настоящий психологизм. В спектакле есть глубокая тема укорененности в детство. Прошлое оказывается залогом будущих травм. Возникает тема детской недоигранности отца в образе Андрея Пудова. Его незамеченная травма детства.
Обычно Скоморохов старается быть сентиментальным, старается сгладить острые углы, старается быть ТЮЗовским режиссером, а здесь этого нет. Нет иллюзий. Нет примиренческих традиций. Скоморохов не стесняется здесь острых тем. Нас ужасает в спектакле психологическая мотивировка. В семье живет психологическое насилие.
Невероятно точен музыкальный ряд спектакля. Музыка не дублирует сцены, а придает им больший объем. Замечательно выстроены Ольгой Тихомировой вокальные вещи. Замечательно подстроены под Шнитке фольклорные куски. Это настоящий подлинный этнический русский театр. Я ждал только, что, кроме свадебной, рождественской и трудовой песен в сцене смерти Арины Петровны возникнет еще и похоронная песня.
В Елене Бычковой – есть что-то из брехтовских зонгов, когда она произносит свои монологи на музыке. Она существует в разных гранях. Она разноплановая артистка. Мы видим точное пластическое воплощение. Прекрасно в спектакле сделаны пластические вещи. Как через пластику Елена Бычкова показывает сцену захвата новых территорий. Как она хватается за новые куски. Как она работает мимикой в сцене у Порфирия в доме. Мы видим ужас в ее глазах. Вы не боитесь страшных тем. Тема металлического блеска в материнских глазах. Тема материнского накопительства. Елена Бычкова играет нечто патологическое. Неожиданно возникает тема дуализма мученичества и мучительства. Когда она в одной из сцен предлагает высечь себя. Арина, действительно, готова стать жертвой.
Назад Наверх