Новости
22/11/2014 Режиссёр - художник: секреты сотворчества
В рамках выставочного проекта «Театр на все времена» состоялась творческая встреча с художественным руководителем Пермского ТЮЗа народным артистом РФ Михаилом Юрьевичем Скомороховым и главным художником театра заслуженным художником РФ Юрием Викторовичем Жарковым. Темой встречи стали проблемы создания визуального образа спектакля, а точнее - секреты совместной работы режиссёра и художника. Вела беседу заслуженная артистка РФ Татьяна Петровна Жаркова.
В зале собрались будущие режиссёры, студенты Академии искусства и культуры, для которых подобный разговор стал своеобразным мастер-классом.
Полное взаимопонимание между режиссером и художником – непременное условие создания хорошего спектакля. Он начинается с предварительных разговоров, обсуждения замысла будущей постановки, ее идеи. Отсюда рождается образ декораций и костюмов, которые потом превращаются в эскизы и макеты. М.Ю. Скоморохов называет этот процесс «сговором». Он может быть длительным и мучительным, а может быть, наоборот, быстрым и легким.
В качестве примеров и режиссёр и художник приводили множество спектаклей Пермского ТЮЗа. Так, образ декорационного решения спектакля «Вальпургиева ночь» по пьесе Вен. Ерофеева Ю. Жарков назвал «оскверненным храмом». Психушку, где происходило действие постановки, режиссер с художником поместили в католическом соборе – с высокими окнами, витражами и архитектурной розой.
Необычайно плодотворным является союз режиссера М. Скоморохова и художника из Санкт-Петербурга Марка Борнштейна. Вместе они сделали не один десяток спектаклей: «Ах, Невский!», «Электронная бабушка», «Золоченые лбы», «Беда от нежного сердца» идр. С Ю.Н. Лапшиным М.Ю. Скоморохов поставил спектакль, который во многом опередил свое время, – «Светлану» по поэме В. Жуковского. Зрители старшего поколения до сих пор восхищаются необычным сценографическим решением, когда с крыши двухэтажного дома срывался деревянный конь и на нем взмывали Светлана с женихом. Ряд интересных спектаклей сделано и с А.В. Казначеевым. Это «Ты нам нужен, Гаврош!», «Персонажи» и др. М.Ю. Скоморохов считает важным сотрудничество с И. Ярутис. За последние годы ими вместе поставлены «Предместье» и «Господа Головлёвы».
Будущих режиссеров интересовало использование различной машинерии. ТЮЗ, к сожалению, не может похвастать современным техническим оборудованием сцены. Тем ценнее всевозможные чудеса, что происходят в спектаклях. Например, волшебные превращения в сказке «Как Баба-Яга сына женила» делаются в прямом смысле вручную – зеркальце становится ручейком, гребень – лесом, а алая лента оборачивается огнем. Говоря о театральных «чудесах», и режиссер, и художник были единодушны: лучше решать образ спектакля с помощью фантазии, света, музыки. Надо стремиться подключать фантазию зрителя, и тогда не нужны никакие технические «навороты».
Назад Наверх