Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

«Продавец дождя»: Светлые мечты из ржавой бочки

Интернет-журнал «Звезда»

Театр юного зрителя 13 сентября открыл новый сезон новым спектаклем — премьерой по пьесе Ричарда Нэша «Продавец дождя». Эта постановка художественного руководителя театра Михаила Юрьевича Скоморохова, на главную роль в которой был специально приглашён известный актёр и шоумен Александр Смирнов. Для него эта работа стала своеобразным возвращением на сцену ТЮЗа. Это по-своему символично, ведь в спектакле он тоже играет гостя, у которого своя цель пребывания в одном доме.
 
Этим летом пермяки почувствовали, что такое жара, в полной мере. Сначала, конечно, радовались не характерной для нашего сурового края очень тёплой погоде, а затем уже стали изнывать от неё, мечтая хоть о каком-нибудь дожде. Поэтому «Продавец дождя» этой осенью должен быть особо понятен пермским зрителям, ведь его герои, живущие где-то на юге США, тоже мучаются от жары и с нетерпением ждут дождя. Солнце губит посевы, лишая скот пищи и превращая всё в безводную пустыню.
 
Художник-постановщик Ирэна Ярутис оформила сцену так, что с первого взгляда становится ясно, что в этом месте не осталось и капли влаги. Здесь повсюду холодный и сухой металл — стены дома, где происходит действие «Продавца дождя», построены из жести, а в самом доме хватает железных изделий: от стульев и телефона до чайника и посуды на столе (он, правда, деревянный). По углам валяются пересохшие ржавые бочки, и повисшая над домом луна выглядит как крышка от одной из них. Под стать оформлению, обитатели дома носят преимущественно потрепанные костюмы серых цветов.
 
Но жара высушила не только землю, но и отношения в семье Карри. В принципе, эта семья довольно дружная и любящая, но и в ней накопились противоречия, оттого что уж больно разные люди её составляют. Отец семейства — Х. Карри (Андрей Пудов), мягкий и добродушный старик, отошедший от дел, а всё погибающее от жары хозяйство в ежовых рукавицах держит строгий и донельзя правильный старший сын Ной (Яков Рудаков), который пытается постоянно контролировать младшего брата — весёлого, наивного и мечтательного мальчишку Джима (Степан Сопко). Вместе они хотят выдать замуж свою сестру Лиззи (Татьяна Гладнева), которая страшно комплектует из-за своей внешности и боится перспективы остаться «старой девой». Лиззи влюблена в Файла (Иван Донец/Александр Шаров), сурового помощника местного шерифа, скрывающего за каменным спокойствием и безразличием драму в личной жизни. Попытавшиеся сосватать ему Лиззи Х. Карри с сыновьями чуть всё окончательно не испортили. В общей семье Карри нужно распутать это гордиев узел противоречий, а земле нужен дождь. Как на заказ, в самый разгар одной из семейных ссор в дом вваливается странный человек — Билли Старбак (Александр Смирнов), он обещает за небольшую плату вызвать дождь, а попутно, сам того не желая, радикально меняет жизнь всех обитателей дома.
 
Новый спектакль Михаила Юрьевича Скоморохова удивительным образом рифмуется с другой его постановкой — «Предместьем» по пьесе Александра Вампилова «Старший сын», премьера которой состоялась в 2010 году. Как и «Предместье», «Продавец дождя» — это история о семье, проблемы которой невольно разрешает случайно очутившийся в ней самозванец. Ещё одно совпадение между этими двумя пьесами — это то, что «Старшего сына» уже ставили в Пермском ТЮЗе в 1970-е, и примерно в это же время «Продавец дождя» шёл на сцене драмтеатра. Его поставил Иван Тимофеевич Бобылёв, а Старбака в том спектакле играл Владимир Гинзбург.
 
Общий тон «Предместья» и «Продавца дождя» подчёркивает и подбор актёров — отца семейства и там, и там играет Андрей Пудов, и в итоге образ Х. Карри получается удивительно похожим на вампиловского Сарафанова — те же добросердечие, мягкость и безволие. Но это ни в коем случае не повтор, потому что в «Продавце дождя» режиссёр находит особенное значение для душевности Х. Карри.
 
Ведь в этом спектакле худрук ТЮЗа противопоставляет веру в доброту, любовь и чудеса жёсткому, металлическому, насквозь проржавевшему реальному миру, который заставляет героев мучиться от того, что они не могут осуществить свои самые светлые мечты. Дом явственно поделён на две части столом, по разные стороны которого часто, словно в поединке, лицом к лицу сходятся те, кто верят в мечту, и те, кто не верят уже не во что. Стремящийся к свободе Джим постоянно спорит с чрезмерно опекающим его Ноем, а удивительно весёлый для такой профессии шериф (Вячеслав Тимошин / Валерий Серёгин) пытается растормошить зажатого Файла. Но сурового полицейского удается пронять только искренностью и душевной теплотой, которую ему сначала показывает Х. Карри, а затем и Лиззи.
 
Что самое удивительное, все эти «сражения» оказываются порой очень смешными, потому что режиссёру и актёрам на контрасте между сутью споров и их исполнением, удаётся высечь искру юмора, так что весь спектакль получается комедией, хоть при этом лирической и грустной — как это и заявлено в программке. Действительно, какая-то светлая грусть тут органично сочетается с весёлыми шутками. А иногда, благодаря работе художника по свету Евгения Ганзбурга, даже созданный на сцене стальной мир преображается и превращается в поистине сказочное место.
 
Особую роль в «Продавце дождя» играет музыка, вернее, звучащая фоном, в разных аранжировках, подготовленных заведующим музыкальной частью ТЮЗа Марком Гольдбегом, песенка «Mr. Sandman» группы «The Chordettes» (в финале зрителей ждёт с ней приятный сюрприз). В этой песне поётся об одинокой девушке, которая просит фольклорного персонажа — Песочного человека — принести ей прекрасный сон (слово «dream» можно перевести как «мечта») о молодом человеке. Эта песня звучит как раз в моменты появления Лиззи, потому что это почти её история и её нереализованная мечта.
 
И вот таким Песочным человеком, приносящим мечты, становится для семьи Карри продавец дождя Билл Старбак. И если в самой пьесе до конца трудно сказать, кто он на самом деле, то в спектакле Старбак обозначен чётко — это пройдоха, мошенник и плут. Он сам в этом признаётся Лиззи (в пьесе этого нет), а Александр Смирнов показывает его так, что не остаётся никаких сомнений, что это просто ловкий аферист и обманщик, который косит под бродячего волшебника или шамана. Но Старбак не злодей, просто у него тоже есть мечта — подарить людям настоящее чудо, поэтому кажется, что он сам верит в свой обман, из-за чего его так легко слушается семейство Карри.
 
Александр Смирнов в этой роли показывает свои блестящие навыки комедийного артиста, его Старбак в общении, своих ужимках, жестах крайне энергичен и эксцентричен, чем немало веселит зрителя, и порой в этом всём он даже избыточен, но это идёт только на пользу общей картине, потому что такой фантасмагорический герой ярко выделяется среди других персонажей и выглядит словно пришелец из какого-то другого мира.
 
И в этой своей манере Страбак не меняется до конца спектакля в отличие от остальных героев «Продавца дождя», хотя именно он меняет их жизни, на своём примере показав, что нужно верить в свои мечты. Каждый артист так или иначе показывает то, какую перемену пережили их герои. Но самые значимые изменения происходят с Джимом и Лиззи. Молодой артист Степан Сопко показывает, как наивный и весёлый мальчишка Джим, на долю которого выпадает львиная доля комедийных эпизодов до явления Старбака, становится настоящим мужчиной. Лиззи в исполнении Татьяны Гладневой обретает красоту, которой ей так не хватало, но не чисто внешнюю (внешне она меняется мало), а некую внутреннею лёгкость и уверенность в себе.
 
В финале «Продавца дождя» совершается настоящее чудо, которого, кажется, никто из героев, даже сам Старбак, не ждал. Верили, надеялись, но не ждали. Но об этом и говорит новый спектакль Михаила Скоморохова — если искренне верить во что-то, то всё возможно, даже самое невероятное. Да, мораль эта довольно наивная и немного простенькая, но благодаря этому она может достучаться до сердца каждого зрителя. И к тому же один из главных уроков «Продавца дождя» — это то, что даже в наше металлически-жёсткое время не надо бояться быть наивным и мечтать, ведь без этого чудес не дождаться. А без них жить будет невыносимо тяжело.
 
Григорий Ноговицын



Назад   Наверх