Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

Весна на улице Вязов

Александр Вампилов на фестивале «Молодой театр» в Воронежском ТЮЗе
 
Два жлобоватых пацана подцепили за городом таких же жлобоватых тёлок, а те их внаглую обломали, поматросили и бросили, прикиньте, а последняя электричка от парней тоже сбежала, и остались те одни куковать в незнакомом месте, а ночью-то на улице страшный дубак, чё ж делать-то, вот, ну и решили они поступить самым остроумным, как в тот миг показалось, способом, потому что считали себя парнями крутыми и прикольными. 
 
Спектакль Пермского театра юного зрителя «Предместье», показанный на сцене ТЮЗа воронежского в рамках фестиваля «Молодой театр», поначалу похож на один из эпизодов телесериала «Реальные пацаны» и мало соответствует устоявшимся представлениям о драматургии Александра Вампилова и его пьесе «Старший сын». Сознательно ли использовал такую аллюзию режиссёр-постановщик Народный артист России Михаил Скоморохов? Или тот снимающийся в Перми сериал настолько точно воспроизводит реальность этого города, местные нравы, местный говор, что создатели «Предместья» демонстрируют прежде всего этнографическую точность? Вот эти странные, грубоватые на вид, но и какой-то «природной» красоты не лишённые свитера, которые носят некоторые персонажи, - придумка художника по костюмам? Или в холода так все мужчины Пермского края одеты?
 
Начинается «Предместье», словно молодёжная комедия. А затем со зловещим скрипом открываются исписанные граффити ворота, и пацаны попадают в параллельный мир. Совсем как в американских фильмах про то, как беззаботный горожанин случайно попал в глубинку, а там все оказались вурдалаками. Что называется, «припал к корням». 
 
Гости из Перми Бусыгин (Александр Шаров) и Сильва, он же просто Семён (Дмитрий Гордеев), как и принято в фильмах ужасов, крайне беззаботны и циничны; беспокоит их лишь одно: где бы ночью перекантоваться? Они ещё не знают, что из предместья не так-то просто выбраться. Здесь один из них лишится модных штанов, а о том, что случится с другим, вы, наверное, уже знаете, если читали пьесу или смотрели телефильм по ней с Николаем Караченцовым и Евгением Леоновым в главных ролях. 
 
Хотя пермский спектакль сделан прежде всего, кажется, для того зрителя, который вообще в театр попал впервые. Для зрителя-»чистого листа»: слово «ТЮЗ» обязывает. Но возникшее у меня поначалу подозрение, что с этим зрителем заигрывают, оказалось ложным. Просто авторы спектакля смотрят на пьесу Александра Вампилова, написанную в совсем другую эпоху, про совсем, казалось бы, других людей, не как на пыльный артефакт прошлого, а как на вечную историю. Про обычных людей, которые не могут поставить себя на правильную ногу и наступают на одни и те же грабли что в 1947-м, что в 1969-м, что в 2013-м. У Сарафановых из радиоприёмника доносятся советские позывные и советский гимн. Платья провинциальной скромницы Нины сочли бы стильными красавицы не только при раннем Брежневе, но и при позднем Путине. Ничего не изменилось. 
 
Вампиловский музыкант-неудачник, воспитавший в одиночку сына и дочь, Сарафанов был на войне. Великой Отечественной, разумеется. Решивший выдать себя за его сына Бусыгин родился вскоре после, он – из поколения шестидесятников. Но ведь и сыгранный Заслуженным артистом России Николаем Глебовым Сарафанов в спектакле, действие которого происходит в наши дни, признаётся, что воевал двадцать с лишним лет назад. Невольно начинаешь зажимать пальцы, пересчитывая годы, в которые сам жил: так, Чечня вряд ли... Таджикистан? Афган? 
 
Блин, думаешь, а ведь мы так и ходим по кругу, лишь меняя костюмы, и Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Вампилов никогда не устареют в том числе по этой причине. Тот же Сарафанов, переехавший из двадцатого века в двадцать первый, чем не старший брат Лебядкину, Башмачкину и прочим «маленьким людям» великой русской литературы? 
 
Многие персонажи Вампилова мечтают всё бросить и уехать. На утиную охоту, на Дальний Восток... «Главное, прочь, а там всё равно». Родной дом, такой уютный для Бусыгина, отчего-то осточертел и Сарафанову, и Нине с Васенькой. Но, кажется, гораздо сильнее они мечтают, чтобы кто-нибудь приехал к ним – ведь это повод остаться на месте. Бусыгин оказался для них этаким беккетовским Годо, который-таки пришёл и исправил всё. Так кто же он, оказавшийся не жлобом, а человеком, втайне от других (и себя) таким же одиноким и мечтающим о встрече Бусыгин? Чей сын? И удастся ли теперь персонажам спектакля вырваться общими усилиями?
 
Культура
Виталий Черников
 
Источник: газета «Коммуна» № 155 (26177), 19.10.2013 г.



Назад   Наверх