Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

Встреча на Эльбе

 
Пермский ТЮЗ поставил пьесу братьев Пресняковых «Европа-Азия».
Пермский театр юного зрителя представил российскую премьеру спектакля «Европа-Азия» по пьесе братьев Пресняковых. Братья закончили Уральский государственный университет в Екатеринбурге. Старший из братьев Олег Пресняков — кандидат филологических наук, младший Владимир Пресняков — кандидат педагогических наук. В 1998 году они создали при УрГУ «Театр имени Кристины Орбакайте», где ставили свои ранние пьесы в собственной режиссуре. Общероссийская, а затем и международная известность пришла к братьям Пресняковым в начале 2000-х . Сегодня это одни из самых востребованных драматургов в мире, только пьеса «Терроризм» идет в шестнадцати странах от Австралии до США. Самой известной работой является пьеса «Изображая жертву», мировая премьера которой состоялась в 2003 году на Авиньонском фестивале. Впоследствии режиссер Кирилл Серебренников снял по пьесе фильм. Братья Пресняковы стояли у истоков создания течения «новая драма».
По признанию главного режиссера ТЮЗа Михаила Скоморохова, «новую драму» он не признает, но в пьесу братьев Пресняковых просто влюбился. И тут же стал ее переделывать. До этого момента существовало три варианта пьесы, которые были опубликованы в разное время. Собрав их воедино и переработав, Михаил Скоморохов отправил текст авторам и попросил их дописать еще один эпизод и одну сцену. Драматурги согласились, и, более того, получившийся в результате вариант был ими признан лучшим, и отныне пьеса будет публиковаться только в этой редакции.
Пьеса написана 11 лет назад, но, по мнению Михаила Скоморохова, в России ничего не изменилось. Завязка спектакля крутится вокруг стелы, стоящей недалеко от Екатеринбурга и отмечающей границу между Европой и Азией. Группа мелких мошенников «играет свадьбу», разводя проезжающих мимо на деньги и подарки. Для усиления воздействия на проезжающих у свадьбы имеется полный набор: неходячий жених в инвалидной коляске, не первой молодости невеста, подружка — придорожная шалава, горластая мамаша с бутылкой водки, в которую то и дело подливается спирт из канистры. Набор других персонажей типичен для современных пьес: гаишник, обирающий трупы погибших в автоаварии, богатый папик с гламурной подружкой, «дети кочевых национальностей», попрошайничающие около этой же стелы, и тому подобные личности. Одним словом это типичная «новодрамовская» пьеса со всеми присущими этому жанру особенностями — обилие коротких диалогов, ненормативная лексика, отсутствие сюжета. Все это изначально предполагает отсутствие декораций в оформлении сцены, а одним из приемов таких пьес является приглашение непрофессиональных артистов. В Перми на постановке спектаклей «новой драмы» специализируется театр «Сцена-Молот».
Но для Михаила Скоморохова, как и для ТЮЗа, крепко хранящего традиции русского психологического театра, ставить такую пьесу — значит играть на чужом поле. Но не тут-то было! Театр не желает жить по чужим правилам, активно пытаясь вписать инородное тело в привычную сценическую среду. Одно удовольствие смотреть, как в «Европе-Азии» драматические артисты наделяют чувством и разумом скупо выписанные типажи, почти превращая их в характеры, за каждым из которых стоит трагедия творческой личности. 
Работы художника по костюмам, сценографа, художников по свету и звуку заслуживают отдельной статьи. Первоначально сцена, оформленная лишь разбросанными пластиковыми мешками с мусором, наводит на мысли о минимализме, но впоследствии зрителю предстоит увидеть и ощутить такие театральные спецэффекты, о которых многие и не подозревали. Чего стоит уносящаяся ввысь космическая ракета, в которую вдруг превращается пресловутая стела «Европа-Азия». Усилия театрального коллектива не позволили пьесе превратиться в пресловутую «чернуху».
В общем, эта случившаяся на сцене ТЮЗа встреча «новой драмы» и русского психологического театра немного напоминает встречу на Эльбе, где в канун завершения Второй мировой войны советские и американские войска объединили усилия в борьбе над общим врагом, при этом оставаясь представителями принципиально разных систем. 
После завершения спектакля становится ясно, почему Михаил Скоморохов остановил свой выбор на «Европе-Азии» и вложил в нее столько сил. И не только потому, что сегодня просто отсутствуют пьесы, адекватным языком рассказывающие о нашей современной жизни. Спектакль получился смешной, но это смех сквозь слезы над жизнью, не достойной человека. И именно здесь нашли точку соприкосновения талантливые драматурги и талантливый режиссер.
 
Ольга Яковлева



Назад   Наверх