Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

«Отрочество» в Пермском ТЮЗе. За попытку – спасибо

 
Уже не первый раз художественный руководитель пермского ТЮЗа Михаил Скоморохов приглашает на постановку петербургского режиссера Владимира Гурфинкеля. Причин тому много. Например, театр, до недавнего времени любимый властями, имевший могучих спонсоров, после перевода всех пермских театров в статус муниципальных, сильно стеснен в средствах. А на этот «проект», как сейчас принято говорить, министерство деньги обещало. (Правда, на момент премьеры, ни одной копейки в театр еще не пришло).
 
Еще одна причина – труппа уже работала с этим режиссером («Ночь перед Рождеством) и самому Скоморохову Владимир Гурфинкель импонирует. Может быть тем, что они как раз не одной группы крови. Гурфинкель – режиссер «головной», а Скоморохов – «интуитивист». Гурфинкель умеет придумать концепцию, а Скоморохов такими словами не пользуется. У Гурфинкеля жена и его постоянный соавтор – хороший театральный художник Ирена Ярутис. Правда, ее всегда много, больше, чем нужно спектаклю, но зато все получается красиво.
 
Для инсценирования повести из трилогии Л.Толстого была приглашена очень известный уже, хотя и очень молодой драматург Ярослава Пулинович. Ей всего 24 года, но когда она успела написать такую кучу пьес, инсценировок и киносценариев, объяснить невозможно. Она прелестная талантливая девочка с острым естественным чувством театра. (Сейчас на Сахалине она проводила читки своих пьес, да еще по одной из них петербургский театр привез спектакль, и все с недоверием смотрели на такого юного автора). Но она ученица Николая Коляды – и этим все сказано. Он учит их работать много и по разным направлениям. Словом, именно она сделала инсценировку повести Льва Толстого. Написано хорошо, хотя некоторые длинноты в тексте есть. Но звучит подлинный текст Толстого, и ей, по ее признанию Ярославы, трудно было отказываться от него.
 
Спектакль создан в черно-белой гамме. Пространство абсолютно лишено всякого быта. Черно-белые костюмы, в которых очень точно схвачены силуэты эпохи первой половины 19-го века, рояль, который является почти единственной «мебелью» на сцене, словом, создано пространство для театральной игры, а не для театра «в формах самой жизни». Спектакль и запоминается элегантностью стиля, красотой костюмов, хорошим театральным светом (на постановку приглашен Алексей Хорошев, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска»), но, к сожалению, не актерскими работами. Он построен как воспоминание главного героя – Николеньки Иртеньева (я видела спектакль с Артемом Радостевым) о сложном переходе из детства в отрочество. Видно, что актерский способ существования тщательно придуман режиссером, и до единого движения выстроен, прямо как в балете. Все начинается с того, что Николенька пишет на планшете что-то вроде дневника. При чем тут модный гаджет, зачем такие заигрывания с сегодняшними приметами, которые потом никак не отыгрываются в спектакле. Но существуя в рисунке роли формально, не сумев «натянуть и приладить его на себя», артисты ТЮЗа, обычно очень живые, предстают здесь как картонные персонажи. Остранение не достигнуто (если оно подразумевалось), а живое чувство утеряно. Поэтому- то артисты вдруг начинают «показывать» подростков и «бебешкать», срываясь на банальную «тюзятину», то вдруг начинается какая-то умозрительная декламация. В спектакле запоминаешь не Николеньку и Володю (Дмитрий Скорницкий) и уж тем более не Любочку (Елизавета Мушегова, совсем уж растерявшаяся в этой истории), а их рано умершую мать, которую с пронзительно-нежной интонацией играет Татьяна Гладнева. Не удалось «свернуть» с дороги и Бабушку, которую играет заслуженная артистка России Ирина Сахно. Все-таки бабушка получилась у неё живой. Совершенно формально существуют хороший, яркий артист Александр Калашниченко в роли отца, братья Ивины в исполнении Станислава Щербинина и Якова Рудакова.
 
В общем, это можно сказать и обо всех остальных героях. Все они как будто только фантомы в воспоминаниях Николеньки. А смотреть на неживых людей неинтересно. Так что с одной стороны, прекрасно, что в ТЮЗе поставлен такой «высокий» литературный текст, а с другой стороны, жаль, что не удается разглядеть в этом тексте живых людей той далекой эпохи, не удается приблизить их к себе и испытать острое чувство узнавания и понимания.
 
Татьяна Тихоновец



Назад   Наверх