Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

Жизнь сошла с ума. «Школа для дураков» в Пермском театре юного зрителя

 
Образ учителя географии давно стал знаковым благодаря роману «Географ глобус пропил» нашего земляка Алексея Иванова. В 2013 году на сцене Пермского Театра-Театра произведение нашло свое сценическое воплощение. Однако мало кто задумывается о том, что учитель Служкин — аллюзия к географу «Школы для дураков» Саши Соколова.
 
Этот роман традиционно считают неким манифестом человеческой свободы писателя-иммигранта, который, находясь в Америке, смог точно описать всю реальность советской страны. Произведение наполнено болью и горечью за Родину и в то же время ярко и остро подмечает детали жизни.
 
Молодой режиссер из Санкт-Петербурга Максим Соколов, который создал сценический вариант романа для Пермского ТЮЗа, смог повернуть произведение Саши Соколова таким образом, что критика политического строя отошла на второй план, уступив место взаимоотношениям людей и, что наиболее важно, — человеческим душам.
 
В центре истории — мальчик с раздвоением личности, образ которого на сцене одновременно воплощают два актера — Евгений Замахаев и Александр Красиков. Он вынужден учиться в школе для дураков, которая обнесена забором из красного кирпича. Его окружают ученики этой школы (артисты Станислав Щербинин, Виктор Максимов, Анна Михайлова, Наталья Фролова), которые «плюют друг другу в лицо на больших переменах и отнимают друг у друга пирожки с повидлом, <…> незаметно мочатся друг другу в карман и подставляют ножки, выкручивают друг другу руки и устраивают «темные», а также учителя (заслуженные артисты России Александр Калашниченко и Марина Шувалова), которые превращают обычную жизнь в «тапочную систему». Однако это история не о дураках, а об идиотизме окружающей действительности. Это не герои сумасшедшие, а жизнь, где стремление быть индивидуальностью немедленно пресекается, сошла с ума.
 
Особое место в спектакле занимает линия учителя географии Савла Петровича Норвегова, которого отлично играет Михаил Шибанов. Он единственный в этой школе не похож на других. Его образовательная система вызывает недоумение, однако в ней заложено главное — создание личности, попытка докопаться до глубин человеческой души. Эта непохожесть на окружающих и нетрадиционный подход к обучению, безу-словно, не могут не привлечь школьников, именно к нему начинают тянуться ученики.
 
Образ Норвегова — это образ Учителя с большой буквы, который способен повести за собой и дать нечто большее, чем просто знания. Даже его имя — Савл, в переводе с иврита значит «ставший Павлом», указывает на то, что это образ нового апостола Павла, который способен привести к свету, если довериться ему. При этом расширение образа идёт не только за счёт библейских отсылок, но и благодаря кадрам из фильма Андрея Тарковского «Зеркало». Все режиссерские и актерские маркеры «работают» на центральную идею, которая, кажется, стара как мир: главное в мире — это человеческая душа.
 
С момента написания романа Саши Соколова прошло уже не одно десятилетие, вслед за Норвеговым появился и более сегодняшний географ Служкин, а наша жизнь, подобно учителям школы для дураков, все время борется с ними, и кто знает, сколько еще апостолов должны умереть, прежде чем в нашей стране человеческая душа станет дороже всего.
 
Илья ГУБИН



Назад   Наверх