Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

Премьера в Пермском ТЮЗе: умей жить с блеском!

 
В Пермском ТЮЗе с аншлагом и продолжительными аплодисментами под занавес в конце марта прошло очередное представление премьерного спектакля «Соло для часов с боем». Одноименная пьеса О. Заградника повествует о простых людях, завершающих свой жизненный путь, и тех, кто идет им на смену.
 
Герои пьесы - старики, живущие в доме престарелых, которые собираются по пятницам у своего друга пана Абеля - лифтера на пенсии. Старики всё еще способны искренне радоваться своим пятничным встречам, шутить, придумывать себе развлечения и даже влюбляться. У каждого героя своя история - грустная, странная или даже придуманная. А рядом с этими стариками-чудаками живут молодые люди - внук Абеля Павел и его возлюбленная Даша. У них своя жизнь, свои проблемы - пресловутый квартирный вопрос, и им этих фантазеров-стариков не понять. Всё-таки старость не радость, а молодость эгоистична.
 
Режиссёру-постановщику спектакля - заслуженному работнику культуры России Виктору Ильеву, удалось превратить банальную и грустную историю об «отцах и детях» в интересный рассказ, полный загадок, интриг и даже юмора. «Соло для часов с боем» - это пьеса о времени, его роли в жизни людей разного возраста и разных поколений. Надо сказать, что хотя главные герои давно «на покое», у спектакля совсем не старческий темпо-ритм: старики озабочены какими-то делами, иногда даже куда-то спешат, если они сидят за столом, то не молчат. У пани Конти настроение и внешний облик постоянно меняются. А молодые герои с шумом почти летают по сцене.
 
Стариков играют ведущие актеры театра: Вячеслав Тимошин предстал перед зрителями в роли доброго и интеллигентного пана Абеля, Андрей Пудов - чудаковатого и упорного часовщика пана Райнера, Николай Фурсов - заботливого и услужливого пана Хмелика, Валерий Серегин - ироничного и грустного инспектора Мича, ну а Ирина Сахно - в роли поэтичной музы, «прекрасной дамы» пани Конти. Важно, что молодые актёры не теряются на фоне мэтров: Достойно сыграл внука пана Абеля Павел Ознобишин, а Дашу - Сюзанна Попова.
 
Сценическое действие, в основном, происходит в маленькой квартирке пана Абеля, где по образному решению художника-постановщика пьесы Александра Казначеева, мы видим два мира: мир стариков - стол с чайным сервизом и мир молодёжи - ударная установка Павла. Нельзя не отметить, появление гостей из дома престарелых: нет, они не входят в двери, они приезжают, но не транспорте. В эту маленькую квартиру они въезжают на кроватях. И, действительно, что у них есть, кроме этих кроватей?
 
Костюмер Татьяна Кудрявцева, одела Павла в байкерскую косуху, а пани Конти в дамское платье XIX века, что также подчёркивает разницу между старыми и молодыми. Музыкальным оформлением занимался известный музыкальный руководитель ТЮЗа Марк Гольдберг, сумевший с помощью подбора музыкальных отрывков также подчеркнуть разницу между поколениями. В спектакле не обошлось даже без спецэффектов - в момент, когда слова уже не нужны, зал погружается во тьму, пронзаемую ослепляющими зрителей яркими красными огнями. Поэтому нельзя не отметить работу художника по свету Романа Головлёва.
 
Удивительно, но спектакль не заставляет думать, что эти старики бессмысленно доживают свою жизнь. Нет. Они её проживают, и, надо сказать, проживают с блеском. Да, время для стариков течёт уже лишь в одну сторону - в сторону смерти, но они находят плюсы и в этом, а главное, показывают эти плюсы нам. Старики могут позволить себе не строить несбыточных планов, не решать квартирный вопрос, и вообще, не думать о завтрашнем дне. Они могут жить одним днём, но... Прошлое не отпускает их! Так, пани Конти не расстаётся со своим чемоданом, со своим так и не надетым подвенечным платьем, со своими воспоминаниями и несбывшимися мечтами.
 
Хоть это и спектакль контрастов, но, он совсем не о том, что разделяет поколения, а о том, что их сближает. Ведь часы на башне всё-таки пробьют, как о том мечтали старики, и именно молодые на сцене станут первыми, кто услышит бой часов. Почти символичное платье пани Конти, в конце концов, примерит на себя Даша, а со временем, и её мечты, как подсказывает зрителям разыгрываемая молодыми сцена будущего венчания, превратятся в воспоминания.
 
Это спектакль о сближении - о сближении поколений: даже основные сценические действия происходят, когда на сцене вместе и старики, и молодые. Воссоединение поколений происходит постепенно: если в начале Павел нехотя помогает деду переставлять тяжёлые часы, затем смеётся над чудаковатыми пятничными встречами пожилой компании и даже чуть не выселяет старика из квартиры, то в конце, он уже чинит часы вместе с паном Райнером и искренне хочет обрадовать пани Конти, пусть и не настоящим, звонком от сына.
 
Стоит ли жить настоящим? Или всё-таки лучше думать о будущем? А может, воспоминания важнее перспектив? Ни этот спектакль, ни пьеса не дадут точной инструкции, как жить, но увиденное точно заставит задуматься, правильно ли мы живём, а ведь это уже немало. Определённо, у этих стариков есть, чему поучиться, но это, отнюдь, не значит, что нам стоит слепо следовать им во всём. Учится в данном случае - это не только брать со стариков пример, но и учиться на их ошибках. И пусть эти уроки стары как мир, но как хорошо, когда кто-то напомнит о том, что надо уметь ценить настоящее и не уповать на прошлое.
 
Дарья Мелехина



Назад   Наверх