Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

Оставайтесь всегда молодыми! Сегодня Пермскому театру юного зрителя – 50. Продолжение следует

 
Кажется, весь мир (по крайней мере его значительная, наиболее сытая часть) сходит с ума: как продлить жизнь, каким образом удержать молодость? Постойте, а вот Пермскому ТЮЗу — 50, и он молод без всяких ухищрений. Или все-таки есть у него какие-то секреты? Об этом мы решили спросить у самих тюзовцев
 
И премьера, и дебют
 
В репетиционном зале театра трудятся над новой постановкой. Спектакль будет называться «Школа для дураков», а привез в Пермь собственную инсценировку романа русского писателя-эмигранта Саши Соколова его однофамилец Максим Соколов — еще весной, когда в ТЮЗе проходила лаборатория молодых режиссеров «Разговор на равных». Как он говорит, ему понравились и лаборатория, и сама книга, и те сцены, которые он выбрал из нее, и, разумеется, полученное приглашение из пермского театра на постановку. А это «нравится» — немаловажный шаг к тому, чтобы понравилось и другим, то есть зрителям.
 
На сцене (в настоящий момент на репетиции) — настоящая кутерьма. Несколько молодых артистов прыгают, кувыркаются, пихают друг друга и при этом смеются и что-то кричат. Еще один застыл в позе скульптурного пионера-горниста, только горна, как и руки, у него нет, а в зубах — сигарета. Артист Александр Калашниченко с потертым портфелем под мышкой, нетвердой походкой появляется среди этого бедлама, тупым взглядом обводит окружающую действительность. «Твой директор школы, — уточняет режиссер, — постоянно закладывает, но не качается из стороны в сторону». Действие происходит в специализированной школе, повествование идет от лица мальчика с раздвоением личности. Роман, написанный в 1976 году, — о мироустройстве, где все заключено в жесткие рамки уложений и правил, где нельзя свободно дышать и уж тем более действовать.
 
— За счет чего ТЮЗ остается молодым? — переспрашивает Максим Соколов, которого нам с трудом удается извлечь из репетиционного процесса, он живет в нем с не меньшим азартом, чем артисты. — Так вы посмотрите: и в этой сцене, и в других вместе играют и молодое, и старшее поколения. Они все время контактируют. Не конфликтуют, а наоборот друг от друга берут энергию, опыт, понимание. Те и другие молоды в душе, за счет этого ТЮЗ только выигрывает.
 
Тихонько уходим из зала. Премьера совсем скоро — 10 декабря. А для молодого режиссера это еще и пермский дебют.
 
Костюмы требуют… тишины
 
В помещении пошивочного цеха, в отличие от предыдущего, царит тишина, которая кажется даже неестественной. Ну да о чем шуметь, если все костюмы к предстоящему спектаклю обсуждены и утверждены, ткани для них подобраны и первые примерки состоялись. Теперь художникам-модельерам — так называется профессия работающих тут четырех женщин — только шить да шить.
 
— Спектакли разные, — говорим. — Вы к ним относитесь тоже по-разному или одинаково?
 
— Конечно по-разному, — отвечает начальник цеха Любовь Ратегова. — Например, нам была интересна предыдущая сказка «Холодное сердце». Почему в ней такие костюмы: это фантазия художника или исторические ассоциации? И вообще сказки и исторические постановки для нас более привлекательны, чем современные спектакли: в последних с костюмами всё понятно.
 
 
Любовь Ратегова работает в ТЮЗе два десятка лет. Ее коллеги — и того больше. Считают, что это как раз и держит их здесь: все время разные непохожие заказы, разные интересные люди. А вот спектакли смотрят не по разу: кроме того, что надо оценить собственную работу, еще и отмечают, как поработали другие. Ведь любая постановка — результат общего труда.
 
— Каждый человек в душе моложе, чем он есть по возрасту, — убеждена художник-модельер Галина Мурашова. — И это во многом зависит от того, кто его окружает. У нас в зале молодой зритель. Подвижный, энергичный, любо-знательный, веселый. Как тут и нам не быть молодыми!
 
Там, под самой крышей
 
Сколько, думаете, этажей в тюзовском старинном особняке? Посмотришь с улицы — вроде два. Но вот мы поднимаемся… на четвертый этаж — там, под самой крышей, расположен художественно-декорационный цех. В цехе тоже можно растеряться от неожиданности: прямо перед глазами — пряничный дом с конфетами, свисающими с крыши, слева — огромные, раскрашенные во все цвета радуги колонны, еще какие-то декорации. Пахнет клеем и красками. Среди всего этого хозяйства не сразу и заметишь его начальницу Ларису Гаранину.
 
— Когда-то я работала в другом театре, — рассказывает она, — там было всё как-то посерьезнее, посолиднее, что ли. А здесь чувствую себя, как будто я в кружке пионеров: строгаем, режем, красим, клеим… И это мне нравится больше. Работаем играючи. С удовольствием. Приходится порой и на коленях стоять, бывает, по 15 часов трудиться, работу брать домой. Но не надоедает, бежишь сюда как на праздник. И так — уже 18 лет.
 
— На ваш взгляд, почему ТЮЗ не стареет?
 
— Ну как! Спектакли такие. Театр, как человек, от своего характера зависит. А ТЮЗ должен быть юным. На то он и ТЮЗ. И мы это чувствуем. Вместе с ним ощущаем себя молодыми.
 
Чтобы не заплесневеть…
 
В эти дни художественный руководитель ТЮЗа народный артист России Михаил Юрьевич Скоморохов, пожалуй, самый серьезный человек в театре. Только что прошла премьера его постановки «Господ Головлевых» (в театре просили особо отметить: в Год культуры и при финансовой поддержке министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций) — лишь сам режиссер знает, каких нервов и сил это стоит. А тут с головой захлестнули юбилейные заботы. На наши вопросы Скоморохов отвечает без привычного юмора и улыбки, по-деловому.
 
— Наш ТЮЗ — живой театр, это отмечают и зрители, и критики, и коллеги. За счет чего он живой и молодой? Каждый год труппа пополняется новыми артистами. В институте искусства и культуры 10 лет подряд мы ведем актерский курс, так что на сегодняшний день наша труппа уже на 80 процентов состоит из выпускников этого курса. В театре, наряду с молодыми, есть и среднее, и старшее поколения. Каждый выпуск рождает новых звездочек, из них вырастают мастера. Это единство актерской школы очень важно для театра. Приглашаем и молодых режиссеров, чему в последние годы способствует наша лаборатория. Обещаю, что в следующем году в штате ТЮЗа появится молодая режиссура. Ведь сама работа начинающих актеров с режиссерами-ровесниками неоценима. К тому же все они — будущее театра.
 
— 50 лет ТЮЗу — для вас это что?
 
— Наш театр стабилен, в нем по-человечески чистота и порядок, чем не стыдно поделиться со зрителями, которых мы приглашаем к себе. ТЮЗ не гонится за супердраматургией, модой и т. п. Но зритель любого возраста найдет здесь то, что ему интересно. Наша репертуарная политика ориентирована на человека, на человеческое. Это черта мудрой молодости, она не стареет. Как и то, что актер без удовольствия не может работать. А чтобы не заплесневеть, нужна молодежь, нужно постоянное обновление. И так будет, пока я здесь. Это тяжело и бессонно, но только так.
 
Досье «Звезды». Пермский ТЮЗ.
 
открылся 4 декабря 1964 года спектаклем «Город на заре» А. Арбузова;
эстафету от первого главного режиссера театра Георгия Чодришвили и его преемника Семена Либмана в 1982 году принял народный артист РФ Михаил Скоморохов, который руководит ТЮЗом по настоящее время;
в 1987 году театр переезжает в здание, принадлежавшее до революции пароходчице Е. Любимовой, где и находится до сих пор;
за полвека поставлено 225 пьес;
сыграно около 20 тысяч спектаклей, которые посмотрело более восьми миллионов зрителей;
почетных званий России удостоены 20 человек, в том числе Владимир Шульга — ныне народный артист России, Ирина Сахно — заслуженная артистка РФ, чей стаж на тюзовской сцене насчитывает 49,5 года, Александр Калашниченко, Николай Глебов — заслуженные артисты РФ и другие;
театр участвовал со своими спектаклями в 55 международных, всероссийских и краевых фестивалях. В том числе трижды — в Авиньонском фестивале (Франция), Трабзонском (Турция);
ТЮЗ побывал с гастролями в 26 городах России;
в 2014 году ТЮЗ удостоен премии Правительства РФ (имени Ф. Волкова) «за вклад в развитие театрального искусства России»;
К юбилею выходит книга «Пермский ТЮЗ. Истории в 5 действиях за 50 лет» — свое-образный коллективный портрет за полвека;
«Почта России» выпустила специальный конверт с изображением здания ТЮЗа тиражом 500 тысяч экземпляров — его гашение состоится только сегодня.
 
Людмила Каргопольцева.



Назад   Наверх