Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

В Пермском ТЮЗе кривлялись дураки

 
Пермские театры давно освоили практику проведения лабораторий для молодых режиссёров для дальнейшего привлечения новых талантов на сцену. В репертуаре Театре юного зрителя несколько спектаклей, которые вышли из лаборатории «Разговор на равных». 11 декабря состоялась премьера спектакля ещё одного молодого режиссёра – Максима Соколова, участвовавшего в майской лаборатории 2014 года.
 
Он поставил спектакль по повести Саши Соколова «Школа для дураков».
 
Наверное, во всей русской литературе двадцатого века не найти более неподходящих для театра текстов, чем произведения Саши Соколова. Ведь он - ярчайший представитель постмодернизма в литературе, в его произведениях практически отсутствуют сюжет, сквозное действие и даже концовка. Катарсис в романах Саши Соколова создаёт потрясающий язык, с которым автор обращается, словно волшебник. Для театра отсутствие сюжета и постоянный великолепнейший языковой поток - весьма непростое испытание. Несмотря на это, опубликованную сперва в самиздате, а после эмиграции Саши Соколова из СССР, и на Западе в 1970-е его первую повесть «Школа для дураков» ставят в России довольно много. Видимо, дело в том, что бесконечно многогранная повесть даёт режиссёрам возможность найти в ней что-то своё.
 
Повесть «Школа для дураков» - это сплошной поток сознания мальчика - Ученика Такого-то, страдающего раздвоением личности. Душевнобольной мальчик, дурак, он как бы рассказывает не то Автору, не то своему второму «Я» о своей жизни: даче, школе для таких, как он, дураков, родителях, соседях, велосипедах, учителях, ветре, любви, поездах и многом, многом другом. И это всё вне какого-либо порядка изложения и хронологии, и герои проносятся перед глазами читателей калейдоскопом. Но благодаря простодушной речи Ученика Такого-то в результате образуется удивительно трогательное, чувственное, искренне и светлое произведение.
 
Как такое воплотить такое на сцене? Первое, что пришлось сделать режиссёру Максиму Соколову, это создать для спектакля то, чего нет в повести - сюжет. Точнее, его подобие. Режиссёр сам написал инсценировку, тщательно отбирая отрывки из произведения. Естественно, не весь текст Саши Соколова вошёл в спектакль. Режиссёр решил воплотить на сцене только линии отношений Ученика Такого-то с родителями, его проблемами с учёбой в школе, а также любви и общения с учителями. По мнению Максима Соколова, эти проблемы актуальны и сейчас. При этом костюмы, созданные художником Алиной Бровиной, соответствуют эпохе публикации повести - это и школьная форма, и пионерские галстуки и строгая одежда «взрослых». Вообще, атмосфера советского прошлого воссоздается в «Школе для дураков» кропотливо, но довольно поверхностно. А текст Саши Соколова оказывается вневременным.
 
Общий тон спектаклю «Школа для дураков» задаёт показанный в самом начале забавный ролик из «Ералаша», где демонстрируются детские рисунки, а их автор - ребёнок - рассказывает о них, о себе, о родителях и друзьях. И спектакль получается такой же - добрый, по-детски наивный, местами дурашливый но очень пронзительный и светлый. Текст Саши Соколова усох, он лишён своей лёгкости и воздушности, умещается в два часа с антрактом. Авторский поток сознания был практически обуздан, правда, только иногда он превращается в очень длинные, затянутые, хотя и замечательно исполненные монологи отдельных персонажей.
 
Спектакль играется одним составом, и непростой материал артистам удаётся показать очень задорно. Это удивительно, если учесть что большинству актёров досталось по нескольку ролей. Заслуженному артисту России Александру Калашниченко досталось сразу три роли - директора школы, прокурора и отца ученика. А самого Ученика Такого играют два артиста (у мальчика всё-таки раздвоение личности) - Евгений Замахаев и Александр Красиков. Евгений Замахаев очень эмоционально играет «Я» героя, ему достались все основные слова и переживания Ученика, а Александр Красиков становится лучшим и единственным другом душевнобольного мальчика, более отстранённым от всех бед героя, практически оруженосцем «Я». Особенно выделяется образ мамы героя, её сыграла заслуженная артистка России Ирина Сахно. Выделяется она, в первую очередь, тем, что не валяет дурака, не кривляется. Зато остальные артисты (всего их в спектакле 11человек) часто начинают заниматься каким-то нелепым дураковалянием, веселя публику. Сделаны эти эпизоды ярко и смешно, при том они перемежаются с очень трогательными и лиричными сценами, как например на кладбище у бабушки или финальная сцена - они способны выжать слезу даже из весьма чёрствого человека. Но скачки от смеха до слёз слишком резкие, поэтому спектакль получается неровным, как кардиограмма. Забавные кривляния немного «забивают» душевные переживания всех героев. Пожалуй, «Школа для дураков» - это тот уникальный случай, когда зрителю лучше не знать первоисточника (а большинство его и не знает), ибо тому, кто помнит повесть, порой очень трудно смеяться на спектакле. А тем кто не читал Сашу Соколова, спектакль принесёт «море» разнобразных эмоций. Равнодушным постановка Максима Соколова никого не оставит.
 
Григорий Ноговицын



Назад   Наверх