Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

Заслуженная артистка России Валентина Лаптева: «Я всегда мечтала работать в ТЮЗе»

Журнал «Счастливчики» (сентябрь-октябрь 2013 года).
 
 
 
 
 
К 50-летию ТЮЗа: об актерах с любовью
 
Для Валентины Лаптевой Пермский ТЮЗ – первый и единственный театр в ее жизни. Более 30 лет она выходит на его сцену, за эти годы сыграла героинь Чехова и Островского, Тургенева и Гоголя, Булгакова и Шукшина, Пиранделло и Де Филиппо. В один вечер – она предстает сразу в двух ролях: Афродиты и Гитлера в спектакле «Чонкин», в другой – Матерью Северной Землей в «Золоченых лбах», а на следующее утро зритель видит её в образе Бабы Яги в детской сказке.
 
В Пермском ТЮЗе В.Н. Лаптева получила звание заслуженной артистки России, здесь стала лауреатом премии Пермской области в сфере культуры и искусства за исполнение роли Старухи в спектакле «Берлиоз», здесь была удостоена титула «Примадонна» в конкурсе «Женщины Перми -2007». Минувший сезон принес актрисе премию «ЭКСклюзив» в номинации «Эпизодическая роль» за исполнение роли Феи Динь-Динь в сказке «Питер Пэн». Критики не раз отмечали её виртуозное мастерство, особо выделяя уникальное умение «сочетать эксцентрику и даже экстравагантность с психологическим жестом и доброй мудростью».
 
Однако в самом начале её актерского пути, когда после окончания Свердловского театрального училища она пришла в Пермский ТЮЗ, было немало сложностей.
 
- Меня взяли в театр без всяких перспектив, сначала даже вообще на ставку электроосветителя. Мой педагог по Свердловскому театральному училищу Г.Н. Полежаев дал гарантию руководству театра, что я буду «достойной творческой единицей».
 
- Наверное, обидно было, пришлось доказывать...
 
- Не люблю никому ничего доказывать, просто честно работала – и тогда, и сейчас. Обидно и больно, когда не верят. Спасибо Семену Михайловичу Либману – увидел и доверил. Первые маленькие роли я сыграла в спектаклях «Прощание в июне», «Чиполлино», «Лелишна», «Зайка-зазнайка»... Потом был перерыв, я ушла в декрет, а когда вернулась, то театром уже руководил Михаил Юрьевич Скоморохов, и началась работа с ним: «Ах, Невский!», «Аз и Ферт». Именно Скоморохов сделал из меня настоящую артистку.
 
- Валентина Николаевна, вы часто повторяете, что попали в «команду Скоморохова». А что это значит?
 
- Михаил Юрьевич ценит в актерах качества, которые ему самому близки. Однажды я у него спросила про любимую артистку – вообще. Он ответил, что Догилева. И я поняла, что ему интересен быстрый, зажигательный актер. Мне очень нравится, что он умеет открывать в актере разные качества, разные его грани. Вот я, например, еще с училища считалась характерной артисткой, мне близки эксцентрика, гротеск. А Михаил Юрьевич вдруг дает мне роль Вари Иволгиной в «Идиоте», а потом королеву Маргариту в «Ричарде III». Достоевский и Шекспир – не мои авторы, тяжелые, они меня полностью опустошают. Но я сыграла эти роли. Или в «Братьях свободы» – мать двух детей, драматическая роль. Не думала, что смогу быть драматической, убрать свою характерность.
 
- Есть ли в вашей актерской биографии роли, которые не отпускают, хотя спектакль уже ушел из репертуара, роли, к которым вы мысленно не раз возвращаетесь?
 
- Все. Ни одна роль не досталась просто, легко и играючи. Это всегда тяжелый труд, если отдаешь всю себя. Единственное, жалко, что с каждым годом ты, как выстоявшийся коньяк, – много накопила внутри, готова работать, – а роли уходят, их становится все меньше. Когда в афише было, допустим, 15 названий и в 10 из них я работала, то сейчас таких намного меньше.
 
- Вы такая яркая актриса; что даже самая маленькая роль запоминается. И всегда удивляешься разнообразию красок, точности, проникновенности, непохожести... Как бы определили, что такое профессионализм?
 
- За роль свою отвечаешь. Тут не бывает мелочей. Я на репетициях не могу долго ходить с текстом в руках, листок меня держит, не дает жизни, свободы. Надо приносить на репетиции идеи, предложения. Не понимаю актерского отношения к режиссуре – как скажете, так и будет. Сделать роль – это работа двоих: и актера, и режиссера. Мы делаем одно дело. Роль-это ведь не только текст, это взаимоотношения с партнером и со зрителем. Зритель видит твои глаза, оценки. И на удавшемся спектакле зритель идет за тобой. Не могу быть равнодушной к коллегам, всегда хочу подсказать, посоветовать. Правда, не всем это нравится, да и не всем нужно. Я вообще люблю таланты, в любом деле. Пусть даже ты шофер, но вези так, что каждую кочечку чувствуй...
 
- Не секрет, что вы много и охотно играете в детских спектаклях...
 
- Я всегда хотела быть актрисой ТЮЗа, это правда. Так и произошло. Дети любят в спектаклях динамику, ритм. Мне кажется, я легко вхожу в контакт с детьми, у меня самой детская психология.
 
- Наверняка, вы можете вспомнить немало забавных, курьезных или трогательных случаев...
 
- Я часто в сказках играла отрицательные роли. В «Сказке о мертвой царевне» я была злой мачехой, которая принесла царевне отравленное яблоко. И вот однажды сын нашего коллеги увидел меня после спектакля и говорит: «Ты играешь злую мачеху, но она у тебя все равно добрая, и мне не страшно». А в поселок Звездный однажды мы приехали с «Дюймовочкой», я там играла Мышь. И одна девочка во время поклона выбежала на сцену и отдала мне записку. Я ее храню до сих пор: «Тетя Мышь, я тебя очень люблю. Ребекка, 6 лет». В одной новогодней сказке я играла Шапокляк и на вопрос, что же нам с ней делать, один мальчик из зала выкрикнул: «Повесить».
 
- Довольно жестоко. А те, кто приходят в зрительный зал, со временем меняются?
 
- Может и жестоко, но они же верят, искренне верят в то, что происходит на сцене. А зал, конечно, меняется... Они становятся более свободные, раньше боялись шуметь, стыдно было, теперь нет никаких рамок, все дозволено. Иногда есть возможность увидеть зрителей, которые заходят в зал. Кто-то сидит наряженный, в сменной обуви, театр для них праздник, а кто-то дерется, плюется, и взрослые рядом совершенно безучастные, равнодушные.
 
- В театр часто приходят целыми классами, вернее их приводят. Хотя знаю, что многие театры отказываются от практики культпоходов. И в этом тоже есть резон.
 
-Конечно, я очень хочу, чтобы были семейные просмотры. Наблюдала не раз, как мама с двумя детьми после спектакля обсуждают то, что они только что увидели на сцене. Так и должно быть. Но ведь для многих, очень многих детей, если их не приведут классом, встреча с театром может вообще не состояться...
 
-Да, не все родители являются театралами...
 
- Детей вообще нужно учить играть. Особенно я это почувствовала со своей внучкой. Тане было полгода, я перед ней разыгрывала целые спектакли с ее куклами. Дети все артистичны, им надо помочь раскрыться. Игра помогает им радоваться жизни. И тогда они больше позитива будут получать от жизни, а значит и больше отдавать.
 



Назад   Наверх