Драматургическая лаборатория «Разговор на равных»
Пресса о лаборатории:
- Драматургическая лаборатория «Разговор на равных»: Привидение, балет и апокалипсис
- Призрак, инопланетяне и пять пудов любви
- День зарисовок с натуры
- Подростковые страсти: режиссеры и драматурги о ценностях современных школьников
- Разговор на равных с юным зрителем
_________________________________________________________________________________________
Российская драматургическая лаборатория в Пермском ТЮЗе подвела итоги.
С одиннадцати утра до семи вечера в режиме нон-стоп – таким стал финальный день российской драматургической лаборатории «Разговор на равных» в Пермском ТЮЗе. Событие привлекло внимание юных зрителей, их педагогов, родителей, коллег-профессионалов из других театров. Читки посетило более трехсот человек. Этот марафон стал настоящим испытанием для зрителей, многие из которых впервые столько времени провели в театре. Мы очень благодарны им за проявленный интерес и терпение. Многие ребята, пришедшие на показы впервые, ждали просто чтения пьес по ролям. Но они увидели настоящие мини-спектакли. Целых четыре.
Выпускник ПГИК Илья Галанин и студенты 3 курса актерского отделения приготовили отрывок из пьесы «Брокенвиль», который вошел в off-программу показов. Сочинение британского драматурга Филиппа Ридли адресовано подросткам. Это довольно жестокая сказка, герои которой живут в разрушенном мире и попадают в экстремальные ситуации. Тематически заявленный отрывок оказался близок нашей лаборатории, поэтому студенческий эскиз был представлен в ее рамках.
Три других пьесы были написаны специально для нашей драматургической лаборатории. Авторы – молодые, но уже ярко заявившие о себе. Анна Батурина, Светлана Баженова и Полина Бородина – представители уральской школы драматургии, ученицы Н.В. Коляды. Их сочинения успешно идут во многих российских театрах, в том числе и московских.
На первом этапе лаборатории, который прошел в ноябре 2015 года, драматурги вместе с режиссерами Максимом Соколовым, Александром Баркаром и Артемом Терехиным, образовав творческие тандемы, совершили погружение в подростковый мир. Они познакомились с учениками элитных школ, трудными подростками, спортсменами, юными актерами, с ребятами из хореографического училища, кадетами и скаутами. Таким образом пьесы обрели свои темы, идеи, проблемы, сюжеты, герои. Через полтора месяца были написаны пьесы, и вот в марте 2016 года они представлены на суд зрителей.
«Фантом Марины Кудряшовой» Анны Батуриной (режиссер Артем Терехин) повествует о взаимоотношениях учеников и педагогов, о любви и дружбе, о смерти и ее влиянии на оставшихся жить.
Герои пьесы «Вобла и шоколад» Полины Бородиной (режиссер Максим Соколов) - трудный подросток и ученица хореографического училища. Их можно назвать современными Ромео и Джульеттой. Им не суждено быть вместе, поскольку их социальный и культурный уровень слишком разный, но они влюбляются друг в друга. Хотя это чувство каждому приносит немало страданий.
«Гришка Вольт» Светланы Баженовой (режиссер Александр Баркар) – это фантастическая история о космических пришельцах, захвативших обычную школу. Экстремальная ситуация обостряет взаимоотношения героев, выявляет их характеры и умение совершить поступок.
Режиссеры максимально использовали возможность «обжить» разные сценические площадки. Артем Терехин пошел наиболее традиционным путем. Действие «Фантома Марины Кудряшовой» разворачивается на сцене, где был выстроен школьный класс с партами и доской. Максим Соколов для эскиза «Вобла и шоколад» задействовал помещение ангара, где располагаются технические цеха. Декорациями стали станки и металлические фермы под потолком. Героев «Гришки Вольта» Александр Баркар поселил на театральную лестницу, и зрители смотрели на персонажей сверху вниз, немного ощущая себя теми самыми космическими пришельцами, из-за которых и случилась вся история.
Оценивая увиденное на итоговом обсуждении, зрители сошлись во мнении, что им было интересно, что они узнавали себя и своих сверстников, а затронутые проблемы заставляли их активно реагировать на происходящее. Словом, творческие опыты в драматургической лаборатории «Разговор на равных» позволили отыскать путь к сердцам зрителей, и поэтому ее итоги можно считать вполне удачными. Радует, что каждый эскиз нашел своих поклонников. А итоги зрительского голосования удивительным образом совпали с мнением руководства театра. Спектакль «Фантом Марины Кудряшовой» по пьесе драматурга Анны Батуриной в режиссуре Артема Терехина запланирован к постановке на сцене Пермского ТЮЗа в конце 2016 года.
_________________________________________________________________________________________
Творческие лаборатории под общим названием «Разговор на равных» проходят в Пермском ТЮЗе регулярно. Идею таких мастерских, ее актуальность и необходимость подсказала сама жизнь. Привлечь в зал подростков и молодежь очень сложно, потому что крайне мало спектаклей, действительно им интересных. С такой аудиторией непросто найти «общий язык» - предложить своеобразную форму постановки. В сложном периоде взросления дети просто перестают посещать театр, так как не видят в спектаклях отражения тех насущных вопросов, которыми наполнена их жизнь. Решению этих вопросов и посвящены наши лаборатории. Две предыдущие были режиссерскими. Драматургическая проводится впервые. Ее сверхзадача – создание совершенно новых пьес для подростков 12-14 лет. Лаборатория пройдет в 2 этапа. Первый – с 16 по 18 ноября, второй – с 11 по 13 марта.
К участию в лаборатории мы пригласили трех драматургов и трех режиссеров. Работать они будут, объединившись в творческие тандемы. На первом этапе состоится обсуждение возможных тем, проблем, сюжетов и героев будущих пьес. Чтобы лучше понять психологию, интересы и запросы подростковой аудитории, участники лаборатории встретятся с ребятами. Они побывают в пермских общеобразовательных школах, хореографическом колледже, театральной школе «Пилигрим», хоровой капелле мальчиков, центре «Уральское подворье», в скаутском отряде. Возможно, именно здесь найдутся герои или сюжеты будущих пьес.
Далее в заочном режиме, общаясь по электронной почте и скайпу, драматурги и режиссеры погрузятся в творчество. Готовые сочинения будут представлены в марте в формате читок на втором этапе лаборатории. В течение трех дней режиссеры при участии драматургов репетируют с актерами и постановочные эскизы представляют публике. Это действительно публичная часть лаборатории «Разговор на равных». Зрители не просто допускаются – они приглашаются к обсуждению пьес. Публике это может быть интересно, а театру и драматургам - просто необходимо.
Лучшая пьеса будет поставлена на сцене Пермского ТЮЗа.
Участники лаборатории:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ПАВЕЛ РУДНЕВ.
Театральный критик, театральный менеджер. Кандидат искусствоведения, доцент. В 1998 г. окончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Натальи Крымовой). Театроведческая специализация — современная драматургия. Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете», занимал должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Ныне является помощником художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова по спецпроектам. Член жюри драматургических премий "Евразия" и других, член редколлегии альманаха "Современная драматургия". С 2004 года ведет заочный курс по театральной критике в Российском университете театрального искусства (ГИТИС). Опубликовал более тысячи статей о современном театре в различных театральных и общественно-политических изданиях. Автор книг: "Театральные взгляды Василия Васильевича Розанова" (М, Аграф, 2003); "Путин.doc. Девять революционных пьес" (Тверь, Колонна, 2005), "Мартин Макдонах. Человек-подушка и другие пьесы" (Москва, Коровакниги, 2008). Переводчик пьес М. Макдонаха, М. Равенхиллм, Д.-П. Донливи, И. фон Цадов, Р. Беккера, М. Мюллюахо, Дж. Майтона, М. Панича.
ДРАМАТУРГИ
СВЕТЛАНА БАЖЕНОВА.
Живет и работает в Екатеринбурге. Окончила Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского по специальности «актерское искусство» и Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «литературное творчество» (курс Николая Коляды). Работала актрисой Омского ТОП-Театра. Дважды победитель Международного конкурса современной драматургии «Евразия». На сцене екатеринбургского Центра современной драматургии поставила спектакли по своим пьесам «Как Зоя гусей кормила», «Эмиль большая голова» и «В душе хороший человек». Также в репертуаре ЦСД спектакль по ее пьесе «Моя любимая муха». В 2015 году спектакль «Как Зоя гусей кормила» вошел в Лонг-лист премии «Золотая маска».
АННА БАТУРИНА.
Живет и работает в Екатеринбурге. Окончила Челябинский колледж культуры по специальности «педагог-организатор, руководитель театрального коллектива» и Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «литературное творчество» (курс Николая Коляды). Автор пьес: «Магазин здоровья», «Радиостанция души моей», «Зомбилэнд», «Царевна Верба», «Фронтовичка», «Кафе Шарур», «Тарантул, мастер каллиграфии», «Деревенская сказка», «Песня Войя», «Военный обрубок», «Ванькина шабашка», «Чешская харчевня» и др. Публиковалась в журнале «Урал» и в драматургических сборниках «Театр в бойлерной», «За линией», «Третий глаз». Дважды победитель Международного конкурса современной драматургии «Евразия» в номинациях «Пьеса для большой сцены», «Пьеса для детского театра», лауреат конкурса молодых авторов «Дебют». Пьеса «Фронтовичка» – визитная карточка драматурга, поставлена во многих театрах России. В 2010 году постановка Николая Коляды была номинирована на «Золотую маску» и показана в Москве.
ПОЛИНА БОРОДИНА.
Живет и работает в Екатеринбурге. Окончила факультет творческих индустрий Екатеринбургской академии современного искусства и Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «литературное творчество» (курс Николая Коляды). Пьесы Полины Бородиной активно ставятся в театрах России: «Свингеры» - в Екатеринбургском Центре современной драматургии, «Болотное дело» - в московском Театре.DOC. Написанная совместно с Ярославой Пулинович пьеса «Башлачев. Свердловск-Ленинград и назад» стала одной из наиболее обсуждаемых в театральном сезоне 2014-2015 г., спектакль в постановке Семена Серзина был номинирован на «Золотую маску» в 2014 году, однако в программе фестиваля принять участие не смог. В 2015 году в Лонг-лист премии «Золотая маска» вошли два спектакля, поставленные по пьесам и инсценировкам Полины Бородиной («Болотное дело» Театра.DOC и «Король Матиуш», театр «Глобус»).
РЕЖИССЕРЫ
АЛЕКСАНДР БАРКАР.
Выпускник Луганского колледжа культуры и искусства, в 2007 окончил Луганскую академию культуры и искусств (кафедра театрального искусства). Работал актером в Луганских театрах, педагогом Луганской академии культуры и искусств. В 2006 создал театральную студию "Deep" из выпускников и студентов ЛГАКИ и поставил в ней 19 спектаклей. Спектакль "Пусть будет так" – лауреат в номинации "Лучшее пластическое решение" (Международный молодежный театральный фестиваль "АПАРТ", 2010), спектакль "Темница" – обладатель Гран-при (Международный театральный фестиваль "Драбина", 2010), спектакль "Искусство быть вместе" – обладатель Гран-при и приза за лучшую женскую роль (Всеукраинский фестиваль "Лихт-арт", 2008). В 2012 г. Александр Баркар был назван лучшим молодым режиссером Украины. С 2012 живет в Москве. Работал режиссером на "Радио Культура". Педагог по актерскому мастерству в актерской школе для детей и взрослых "Талантино". Участник многих творческих лабораторий современной драматургии и современной режиссуры. В Канском драматическом театре поставил спектакль "Каренин" по пьесе В. Сигарева, в Театре на Таганке - лабораторный эскиз "Вий" по Н.В. Гоголю, в Пензенском областном драматическом театре - спектакль "Путь левой руки" по пьесе О. Михайловой, в Российском академическом молодежном театре поставил спектакли «Затейник» по В. Розову и композицию «Минуты тишины» к 70-летию Великой Победы.
МАКСИМ СОКОЛОВ.
Выпускник СПБГАТИ как актёр (мастерская С.Д. Черкасского). В 2013 году - режиссёрский факультет РУТИ (ГИТИС) (мастерская Т.В.Ахрамковой, Ю.В.Йоффе). Дипломный спектакль - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (Калининградский областной драматический театр, 2012). Работал актером в театре «Комедианты» (Санкт-Петербург), опыт режиссерских постановок - «Dawn way. Дорога вниз без остановок» О. Богаев, режиссер Ю. Костров, «ON.Театр» совместно с Молодежным центром театрального и киноискусства «МИГ» (2009), «Диалоги о животных» А. Железцова (Калининградский областной драматический театр, 2011), «Я, актриса» (моноспекаткль по мотивам повести М. Спарк), «На публику» (при поддержке фонда культурных инициатив «Pride media» и музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург, 2012), «Свой круг» по рассказам Л. Петрушевской («ON.Театр» совместно с Молодежным центром театрального и киноискусства «МИГ» (Санкт-Петербург, 2012). Сфера творческих интересов – зарубежная классика и современная российская драматургия. Участвовал в режиссёрских лабораториях, проводимых в Санкт-Петербурге, Калининграде, Архангельске, Ижевске, в конкурсе «Театральный разъезд» Гильдии театральных режиссёров РФ. С 2015 г. – главный режиссер Пермского ТЮЗа.
АРТЕМ ТЕРЕХИН.
Выпускник Казахского университета искусств. Учился в Российской академии театрального искусства и на курсах Р. Виктюка. В 2010 году в Москве с друзьями основал «Театр на Яузе», выступал как актер-музыкант в «Театре на Таганке» в период руководства Юрия Любимова, участвовал в проектах «Студии театрального искусства» Сергея Женовача. В 2011 году переехал в Красноярск, получив приглашение в Театр юного зрителя. Затем возглавил районный Мотыгинский драматический театр. Поставил ряд спектаклей в театрах Красноярского края: Красноярском академическом театре драмы им. Пушкина, ТЮЗе и «Театре на Крыше», а также в Новосибирске и Новокузнецке. В 2013 году его работа «Осенняя скука» по пьесе Николая Некрасова на краевой «Театральной весне» была признана «Лучшей премьерой сезона в муниципальном театре». С 2014 г. – главный режиссер Лысьвенского муниципального драматического театра им. А. Савина.
Назад Наверх