Тёмные птицы, нарисованная кровь и комната-гроб. Что еще нужно, чтобы обнаружить в классическом произведении что-то актуальное и приблизить его к сегодняшнему зрителю? Очередной попыткой ответить на этот вопрос стал спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», премьера которого прошла в Пермском ТЮЗе. Но классика опять оказалась сильнее её интерпретации.
Режиссёр Артём Терёхин уже работал в ТЮЗе — по итогам лаборатории «Разговор на равных» он поставил короткий, компактный, и очень спорный спектакль «Фантом Марины Кудряшовой», посвящённый проблемам современных подростков. «Преступление и наказание» — работа совсем другого плана — размашистая, густонаселённая и протяжённая (спектакль идёт почти четыре часа). Это почти дословная постановка романа Достоевского, помещённого в необычные декорации.
Хотя, по сути, декораций как таковых здесь и нет. Их полностью заменяет проецирующаяся на полотно анимация, выполненная Анной Гантимуровой. Благодаря «мультфильмам», на сцене появляются виды Петербурга, кровь убитой старушки-процентщицы, страшные видения Раскольникова и его комната-гроб. А основным элементом оформления, созданного художником-постановщиком Алёной Исаковой, в этом спектакле становятся чёрные стулья на колёсиках с высокими спинками-решётками. Вполне прозрачный и даже лобовой намёк на клетку камеры, которой всё и закончится, хотя в течение всего спектакля эти решётки будут включены в действие очень разными способами. Благодаря всем этим внешним элементам и музыке, написанной специально для спектакля композитором Евгенией Терёхиной (сестрой режиссёра), в спектакле возникает мрачная атмосфера, подстать тексту Достоевского.
Артём Терёхин ввёл в своё сценическое прочтение «Преступления и наказания» важный и поэтичный символ — «Ивиковых журавлей». Это чёрные птицы, которые, по легенде, были свидетелями убийства греческого поэта Ивика. Вполне внятная параллель с историей Родиона Раскольникова. Птицы, как напоминание о содеянном, и призраки убитых преследуют Раскольникова, вынуждая его сдаться и принять наказание.
Хотя главный герой в исполнении Станислава Щербинина здесь лишён внутренних монологов и выглядит отнюдь не рефлексирующим страдальцем, а вспыльчивым и резким, иногда даже ёрничающим юношей, преступление которого можно трактовать как своеобразный подростковый бунт, который закончился примирением с обществом.
Вообще, «Преступление и наказание» предлагает множество очень ярких актёрских работ: это и страдающая за всех и прощающая всех Сонечка Надежды Кайсиной, постепенно лишающаяся ума Катерина Ивановна Елены Бычковой, погружённый в себя Свидригайлов Александра Красикова. Иван Донец вообще играет две роли — Заметова и прилетевшего к Раскольникову из «Братьев Карамазовых» чёрта. А одним из самых выразительных героев спектакля становится Порфирий Петрович, который у Михаила Шибанова получился лукавым и хитрым, где надо — немного забавным, а где-то — очень хладнокровным.
Наблюдение за отличной работой всего множества артистов, задействованных в «Преступлении и наказании» — пожалуй, единственное, что может держать внимание зрителей все четыре часа этого спектакля. Потому что в остальных своих аспектах он разваливается на отдельные элементы. Например, вступление, в котором объединены вместе письмо матери Раскольникова (Ирина Шишенина) и монолог Мармеладова (Дмитрий Юрков) и само убийство процентщицы (Ирина Сахно) и её сестры (Наталья Аникина), смонтировано почти как в кино. Хотя, благодаря этому, возникает эффект некоего наваждения, морока, обуявшего Раскольникова, воспринимать это довольно трудно из-за рваного ритма и высокой скорости этого монтажа. А ведь это самое начало спектакля! Дальше в первом акте хватает различных странно, хоть и остроумно, выполненных сцен, которые вместе с анимацией начинают играть со спектаклем злую шутку. Моменты, вроде тарантиновских пятен крови убитых на проекции и явление их призраков, по идее, должны пугать зрителя, но на деле они выглядят смешно. Поэтому действие и внешнее оформление не очень хорошо сочетаются и начинают диссонировать.
Во втором акте всего этого становится меньше, спектакль наконец-то обретает внутреннюю цельность, но при этом парадоксальным образом теряет своё лицо и индивидуальность, потому что постановку начинает побеждать сам текст романа Достоевского, который Артём Терёхин и автор инсценировки Станислав Вальковский хотели сохранить как можно полнее. Но это похвальное уважение к классике привело к тому, что постановка вышла тяжёлой и растянутой, теряющей силу к самому финалу, поэтому и заканчивающейся довольно смазанной точкой.
Просто роман Фёдора Михайловича Достоевского оказывается во много раз сильнее всех ходов, предложенных режиссёром, который явно очень хотел совладать с ним. Поэтому спектакль «Преступление и наказание» оказывается только попыткой вывести на сцену сильнейшее классическое произведение. Правда, попыткой искренней, по-своему оригинальной и наполненной яркими и остроумными решениями, а также отличными актёрскими работами.