К открытию 48-го сезона театр юного зрителя поставил новый спектакль по мотивам трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Причём в основе постановки Владимира Гурфинкеля лежат главы из части про отрочество главного героя Николеньки Иртеньева.
Не только текст Льва Толстого, но и вальс, написанный им, звучат в спектакле «Отрочество». Если в начале истории главный герой, которого исполняет Артём Радостев, лишь несмело пытается наигрывать мотив на клавишах. То к финалу, символизирующему переход героя в пору бурной юности, вальс звучит в полную силу. Автору аранжировки Марку Гольдбергу блестяще удалось малоизвестное сочинение Льва Николаевича сделать современным и полнозвучным. Замечу, что и текст Толстого, несмотря на кажущуюся хрестоматийность и давность написания, в спектакле Гурфинкеля лишён «тяжести» и длиннот, привычных для постановок классики. Причём он не примитивно упрощён, а скорее умело адаптирован к новому дню. Неслучайно режиссёр привлёк для работы над инсценировкой ученицу Николая Коляды, современного драматурга Ярославу Пулинович.
- Она чудесно владеет стилем. В связи с тем, что она человек быстрой природы и другого эстетического сознания, то стык Толстого и супер-сегодняшнего автора дал нам литературу открытого типа, которую мы можем стилистически направить туда, куда нам хочется.
Внешних примет того времени, в котором писал Толстой, отчасти лишены сценография и костюмы спектакля. Всё в чёрно-белых тонах. Из мебели только два рояля, один из которых висит во втором отделении вверх тормашками. Все в работе художника Ирэны Ярутис отвечает театральной условности. Правда, не без использования современных технологий. Так периодически Николенька берёт в руки планшет, на котором он пишет или рисует. Тут же эти наброски возникают на декорациях. Всё это отвечает замыслу спектакля, говорит его режиссёр Владимир Гурфинкель.
- В связи с тем, что материальный мир всегда нас привязывает к определённому времени мы пошли по пути, когда этого материального мира очень мало. Мало предметного мира… Потому она определила небольшое количество предметного мира, чтобы движения души человека были более явными. Отсюда родился странный жанр, который с нашей точки зрения подходит к данному спектаклю. Мы его назвали «эскизы жизни». Потому что это ещё не жизнь, это ещё не настоящее. Это ещё пробы.
Среди особенностей спектакля «Отрочество» - его оригинальное пластическое решение. Татьяна Безменова выстроила не столько танцы и мизансцены спектакля, сколько сделала каждый жест актёров художественно-выразительным и проявляющим истинные порывы персонажей.
Открытие 48 сезона и премьера спектакля «Отрочество» состоятся в Пермском ТЮЗе 27 сентября.
Нина Соловей