Пермский театр юного зрителя находится в постоянном диалоге со своим зрителем — подростками и молодёжью. Чтобы пополнять репертуар спектаклями, интересными именно этой аудитории, в театре уже несколько лет проводится лаборатория «Разговор на равных», которая в этом сезоне кардинально поменяла формат.
Раньше «Разговоры на равных» были просто лабораторией молодой режиссуры, где начинающие художники представляли эскизы спектаклей для детей и юношества, а самый лучший из них получал право на постановку в театре. Благодаря последней лаборатории в репертуаре ТЮЗа появился спектакль «Школа для дураков», а его постановщик, Максим Соколов, стал главным режиссёром театра.
Но на этот раз в ТЮЗе решили категорически изменить формат: теперь «Разговоры на равных» — не режиссёрская, а драматургическая лаборатория, и итогом её работы станет постановка специально созданной для юных зрителей пьесы.
Разговаривать на равных с молодыми зрителями будут довольно серьёзные мастера. Художественный руководитель лаборатории — известный театральный критик, специалист по современной драматургии, помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова по спецпроектам Павел Руднев. За непосредственное создание литературного материала отвечают три драматурга из Екатеринбурга, ученицы Николая Коляды: Светлана Баженова, Анна Батурина и Полина Бородина. Эти авторы уже хорошо известны в стране. Пьесу «Фронтовичка» Анны Батуриной, например, ставят по всей России, а Полина Бородина является автором пьесы для спектакля «Болотное дело», который идёт в московском «Театре.DOC».
Воплощать на сцене замыслы драматургов будут приглашённые режиссёры — Александр Баркар из Российского академического молодёжного театра (РАМТ), главный режиссёр Лысьвенского муниципального драматического театра им. А. Савина Артём Терёхин и главреж Пермского ТЮЗа Максим Соколов.
Уникальность этих «Разговоров на равных» заключается в том, что драматурги и режиссёры на протяжении всей лаборатории будут работать в одной связке. Разбившись на тандемы (Бородина — Соколов, Батурина — Терёхин, Баженова — Баркар), они создадут спектакли, интересные молодёжи и подросткам.
Изучению того, что интересно нынешним школьникам, о чём они думают и какие проблемы испытывают, был посвящён первый этап «Разговоров на равных», он шёл с 16 по 18 ноября. Чтобы лучше понять свою аудиторию, участники лаборатории встретились с пермскими детьми. В поисках героев и сюжетов для своих пьес они общались с учениками разных учебных заведений: были в общеобразовательной школе, хореографическом колледже, театральной школе «Пилигрим», в Дягилевской гимназии, хоровой капелле мальчиков, центре «Уральское подворье», даже в спортивной школе. Впечатлениями от этих встреч режиссёры и драматурги поделись на круглом столе, который прошёл в ТЮЗе вечером 17 ноября.
Эмоций у драматургов и режиссёров было очень много. Например, Полину Бородину удивило различие учебных заведений, которые они посетили. Полина Бородина, в частности, сказала следующее: «Несмотря на то что дети живут в одном городе, возникло ощущение, что они живут на параллельных планетах, потому что школы сильно отличаются, у каждой своя среда».
Участники лаборатории общались с детьми по-разному — то сразу с целой группой, то с кем-то из ребят. По словам участников лаборатории, дети не восприняли их как чужих людей, охотно отвечали на вопросы и шли на контакт, даже если речь заходила о довольно личных вещах.
Александр Баркар поделился своими наблюдениями:
— Конечно, поначалу у любого молодого человека возникает внутренний протест: почему я должен вам рассказывать про то, что меня волнует? Поэтому дети не сразу начали нам доверять, но когда разговорились, то не играли и высказывали своё мнение очень откровенно. Например, они говорили о своих страхах: чего бояться. Почти все сказали, что боятся потерять близких людей, их смерти. Для меня это было странно, потому что у меня нет таких мыслей, у меня есть другие страхи, а людей, которым по 17 лет, у которых жизнь только начинается, почему-то держит этот страх — страх потери.
Знакомство с современными школьниками несколько удивило драматургов и режиссёров, так как с того момента, когда они сами сидели за партой, многое изменилось.
Полина Бородина:
— Я училась в разных школах — от простых до элитных. Мейнстримом везде были лихие ребята невысоких моральных нравов, не то чтобы хулиганы, но они пили, курили, в общем, познавали все прелести жизни. А в аутсайдерах были тепличные, моральные ребята. А здесь меня удивило, что в нескольких школах было всё совершенно наоборот. Нам рассказывали про ребят, которые делают, на мой взгляд, невинные вещи: курят, раз в неделю ходят на детскую дискотеку. Для меня непонятно, что здесь такого аутсайдерского и необычного. А они рассказывали про то, что у них одна из каких-то аутсайдерш в классе тусуется по впискам в выходные и там слушает музыку.
В целом общение с молодёжью и подростками вызвало у участников лаборатории довольно разные, но яркие эмоции. Все сошлись на том, что это не потерянное поколение, а просто немного другое.
Вот мнение Артёма Терёхина:
— В них хочется верить, они какие-то очень пульсирующие, очень живые. Они самостоятельные, независимые, у них есть своё мышление. У них сейчас формируется свой мир. Но у меня возникла такая мысль, будто у них сложилось впечатление, что они про эту жизнь всё понимают. И если вытащить один какой-то «кубик», то это ощущение у них рухнет. Это в спешке и занятости от занятий, у них возникает ощущение, что они уже про всё поняли. И, когда мы говорили про будущее, никто не говорил про семью. Но, возможно, это просто вопрос времени.
Школьники даже смогли поразить взрослых и опытных людей своей целеустремлённостью.
Александр Баркар:
— Очень интересную вещь мне сказала одна девочка по поводу ЕГЭ. На мои вопросы: зачем вам это надо — так к нему готовиться? Зачем вы спите по три часа? Вы так сильно хотите родителям понравиться? Ну, поступите вы в престижный ВУЗ — что дальше?.. И она мне сказала, что хочет поступить не ради родителей или себя, а чтобы спустя год чувствовать себя самостоятельной. Не то что она пойдёт и будет делать что хочет, а чтобы родители за неё не платили, чтобы у неё не было ощущения, что она сидит у них на шее. И ради этого эта девочка готова пахать и вкалывать — лишь бы почувствовать свою независимость.
Одной из самых трудных задач для всех участников «Разговора на равных» является поиск общей темы или проблемы, которая бы задевала всех юных зрителей, пришедших в театр. Вполне вероятно, что этой темой может стать жизнь молодых людей в интернете, их общение и одиночество в сети. А может, это будет просто неисчерпаемая проблема подросткового одиночества?..
Анна Батурина:
— Мне было интересно, как перекликается тема подросткового одиночества, с одной стороны, и тяга к популярности, к множеству подписчиков на каком-нибудь канале в интернете. Что для них важнее — быть частью этого множества или мечтать, чтобы у них было столько же подписчиков? Стремление к популярности как попытка преодолеть своё одиночество, найти человека, который тебя понимает. Когда мы спрашивали их об одиночестве, все они говорили об одиночестве в толпе. Как сказала одна девочка в театральной студии: «В один прекрасный момент я поняла, что друзей у меня много, но, как говорила Раневская, сон рассказать некому».
Общение с целевой аудиторией — это только первый этап лаборатории. Сейчас, набрав «пищи для ума», драматурги и режиссёры вместе приступят к непосредственному созданию пьес. Результаты их работы можно будет увидеть уже в марте. С 11-го по 13-е число в ТЮЗе пройдут читки готовых произведений, отрепетированные актёрами за три дня. Это будет открытая часть «Разговоров на равных», в которой зрителей допустят к непосредственному обсуждению пьес. Именно здесь и будет окончательно решено, какую из пьес поставят на сцене Пермского ТЮЗа. Так что нам остаётся только ждать результатов кропотливой работы режиссёров и драматургов.
Григорий Наговицын