На основе бесед с пермскими школьниками российские драматурги и режиссёры создадут спектакль. Обсуждая итоги бесед с подростками на творческой лаборатории ТЮЗа, они рассказали, что им удалось натолкнуться на необычные характеры и ценности современных детей. «Пермская трибуна» изложила их разговор в виде небольшой пьесы.
Действующие лица
Драматурги:
Полина Бородина, живёт и работает в Екатеринбурге. В московском Театре.DOC поставлена её пьеса «Болотное дело»
Анна Батурина, живёт и работает в Екатеринбурге. Спектакль по её пьесе «Фронтовичка» поставлен во многих театрах России
Режиссёры:
Максим Соколов, главный режиссёр Пермского ТЮЗа.
Александр Баркар, живёт в Москве. Режиссёр в РАМТ (Российский академический молодёжный театр)
Артём Терёхин, главный режиссер Лысьвtнского театра драмы им. А.А. Савина
О взрослении, которое одновременно и пугает, и восхищает
Полина Бородина: Мир требует очень много от детей, и они сами очень требовательны к себе. Они до восьми вечера находятся в школе, а после идут на дополнительные занятия. При этом никто из них не говорит, что, будь его воля, он бы всё бросил и проводил всё время с друзьями. Большинство объясняли, что так устроен мир, что он конкурентный и если ты намерен чего-то добиться, то просто обязан приносить в жертву своё личное время. Да, они устают от этого, да у них случаются срывы, но это их выбор. Меня это одновременно и пугает, и восхищает. Я чувствую, что эти дети взрослее меня, но иногда хочется их взять и украсть, и увести на какую-нибудь дискотеку.
Александр Баркар: Они держат себя в определённых рамках по собственному желанию, а не потому, что того требуют взрослые. Одна девочка сказала мне, что самое главное в поступлении в престижный вуз не в том, что этого хотят родители и нужно соответствовать их требованиям, а в том, чтобы чувствовать себя самостоятельной. Причём самостоятельность для неё — это отсутствие ощущения, что ты сидишь на шее у родителей, так как они тебя содержат и оплачивают твою учёбу. Именно ради этого она готова вкалывать, отказывать себе в чём угодно и спать по четыре часа в сутки.
Артём Терёхин: Мне показалось, что они живут с ощущением, будто уже всё понимают, и про жизнь им всё ясно. И мне стало несколько боязно: а что если вытащить хотя бы один кубик из этой конструкции, то не рухнет ли она целиком? Когда мы спрашивали ребят о взрослении, то все говорили об ответственности, разница лишь в том, что кто-то её хочет, а кто-то нет. То есть взросление они воспринимают именно как обретение ответственности.
Об учёбе, отличниках и фриках
Полина Бородина: Когда я училась в школе, большинством были ребята, которые могли позволить себе сбежать с уроков, купить пива и сигарет, то есть те, кто познавал все прелести жизни. А аутсайдерами являлись «тепличные» дети, зацикленные на учёбе и себе. Теперь же всё ровно наоборот! Те, кто курит, выпивает и ходит раз в неделю на дискотеку, стали аутсайдерами.
Максим Соколов: В одной гимназии я разговаривал с мальчиками, один из которых оказался её президентом. Оказалось, что война для них — это нормально, и по их мнению, государство ведёт правильную политику, ввязываясь в вооружённые конфликты. А президент гимназии сказал, что на планете есть проблема перенаселения и войны позволяют её решать.
Youtube, соцсети и компьютерные игры
Максим Соколов: Благодаря соцсетям они стали более открытыми и общительными. Я ехал на работу и видел, насколько серой является реальность за окном, и не стоит осуждать детей за то, что они стремятся в Instagram, «Вконтакте», где больше цветов и меняющихся картинок.
Полина Бородина: Переизбыток информации несколько их развращает. Они не так живо интересуются разного рода новинками, как это делала я, будучи подростком. И когда мы спрашивали у детей про вещи, благодаря которым о Перми знают все (Марат Гельман, современное искусство и др.), они спрашивали: а у нас есть музей современного искусства? Было ощущение, будто дети думают, что это всё равно никуда не денется, поэтому можно об этом не думать и активно познавать.
Артём Терёхин: Их интересы делятся на те, что связаны с жизнью школы и с компьютерными играми. В них играют все, даже девочки, во всяком случае в той школе, где нам довелось побывать. А смотрят они не кино или телевизор, а каналы на Youtube. Причём они любят смотреть так называемые let’s play, где следят за тем, как играет кто-то другой! У меня это просто не умещается в голове! Когда мы спросили у ребят, кем они себя видят через 30 лет, то получили ответ: мы хотели бы канал на Youtube с миллионами подписчиков.
Анна Батурина: Нашу встречу я бы назвала «серебряная кнопка Youtube». Мы поняли, что с ними бесполезно говорить о театре и кино, большая часть этого проходит мимо них. А если спросить их о любимой книге, то называется первое, что приходит в голову, без существенной эмоциональной реакции. То есть ту или иную книгу назвали любимой только потому, что их об этом спросили. Мы стали копать глубже и выяснили, что ребята поголовно играют в компьютерные игры, а кумирами считают видеоблогеров с Youtube, на каналы которых они подписаны. Затем я спросила, чем же интересен тот или иной блогер? «Как чем?! Тем, что у него 3,5 млн подписчиков», — отвечали ребята.
О любви, которой лучше избегать
Максим Соколов: Одна девочка сказала мне замечательную вещь — любовь всё портит.
Полина Бородина: Они проводят прямую связь между влюблённостью и ухудшением успеваемости.
Артём Терёхин: Я общался с детьми 12–14 лет и заметил, что у них нет яркого разделения по гендерному признаку, поэтому любовь для них пока является чем-то мифическим. Безусловно, есть первые контакты, но все они заканчиваются переломанными пальцами (мы были в общеобразовательной школе со спортивным уклоном, где почти все старшеклассники занимаются карате). При этом дети здороваются, обнимаясь, когда мы уходили, они тоже пошли к нам обниматься. Желание тактильного контакта, соприкосновения с чем-то живым у них очень острое.
Анна Батурина: Им хочется найти и влюбиться в такого, как ты. Думаю, это свойственно подростковому возрасту — влюбиться в того, кто похож на тебя самого. То есть не узнать что-то новое, а соприкоснуться с понятным.
Об одиночестве в толпе и сигналах о помощи
Артём Терёхин: В театре-студии «Пилигрим» я заметил стремление ребят думать, будто они учатся в Хогвартсе, и те, кто за его пределами, являются «маглами». С одной стороны, это своего рода бегство от реальности, и у них не получается принять её такой, какая она есть. При этом они сбиваются в стайки по интересам. С другой стороны, получается, что они не меняют своё сознание под реальность, а пытаются найти реальность под своё сознание.
Анна Батурина: Когда мы спрашивали их об одиночестве, то почти все упомянули эффект одиночества в толпе, в том числе и среди друзей. При этом они действительно хотят быть популярными, как их кумиры с Youtube, и я подумала, что стремление к популярности и есть попытка преодолеть одиночество. Выразителем темы одиночества для меня стал один молодой парень. Ему уже 21 год, и это весьма романтичный герой. В нём сквозил трагизм и эгоцентризм. Он сказал, что является исключительным и что только он понимает, что такое любовь, что он отвержен миром и пребывает один в пустом океане. Раньше он думал, что любовь, дружба, справедливость, свобода — это не пустой звук, но потом понял, что это всё ничего не значит, поэтому с помощью творчества он бросает сигнальные маячки, чтобы найти себе подобных.
Максим Черепанов