Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

Пятое «Колесо»

Газета «Экран и сцена» № 3 24.02.2012
 
В начале февраля в Перми прошел фестиваль “Колесо”. Гостей из разных городов России принимал Театр юного зрителя во главе с художественным руководителем Михаилом Юрьевичем Скомороховым. “Колесо” – фестиваль не только новый, но и необычный по формату. О том, как он начинался, каковы его задачи, “ЭС” попросила рассказать Ольгу Леонидовну ГЛАЗУНОВУ, заведующую Кабинетом детских театров СТД РФ.
 
– Идея “Колеса” тесно связана с Программой поддержки театров для детей и молодежи, которая создавалась Кабинетом Союза театральных деятелей и Российским Академическим Молодежным театром. В этот момент было очевидно: театры “пробуксовывают”, ничего нового в них не происходит. Задачей программы стало – подтолкнуть, ускорить, стимулировать какие-то сдвиги в нашем деле. Внутри Программы начали возникать разные предложения. Идея “Колеса” принадлежит Владиславу Любому, директору РАМТа.
 
– В чем суть “Колеса”? Из названия понятно, что это фестиваль передвижной, курсирующий из города в город.
 
– Неординарность фестиваля в том, что каждый раз выбирается город, куда приезжают директора, режиссеры, художественные руководители, и театр-хозяин сам формирует свою афишу, выбирает именно те спектакли, которые он хочет показать на своей площадке, в своих стенах, со своим зрителем, в своем родном доме. Мы ведь знаем, как часто на выездных площадках постановки разрушаются, потому что показываются в чужих условиях. Идея “Колеса” понравилась Комиссии по театрам для детей и юношества, и вот последний фестиваль прошел уже в пятый раз. Первым городом, принимавшим “Колесо”, была Вологда, Вологодский театр для детей и молодежи. Затем оно “покатилось” в Киров, Нижний Новгород, Томск и, наконец, очутилось в Перми.
 
– Фестиваль одного театра. Действительно, такого еще не было.
 
– Почему эта идея кажется такой своевременной и нужной? Главная мысль состояла в том, чтобы понять, что такое наше театральное пространство, как живет театр для детей, чем живет…
 
А живут все по-разному, кто-то худо, кто-то бедно, кто-то побогаче, кто-то интересно, кто-то совсем не интересно. География фестиваля – от Кирова до Томска. Опыт показал, что приезд “Колеса” в неблагополучные театры бывает болезненным. Но все равно, мне кажется, нужно ездить, видеть и понимать, что происходит, хотя бы для того, чтобы не повторять чужих ошибок.
 
– Одно из самых интересных “Колес” связано с Кировским ТЮЗом “Театром на Спасской”. Недавно прочла в интернете, что художественный руководитель Борис Павлович стал Советником по культуре при губернаторе Кировской области.
 
– Примечательно, что Борис находился в некоторой конфронтации к властям, и нужно отдать должное губернатору – он не стал преследовать режиссера, попытался его услышать и включил в свою команду.
 
– Борис Павлович, безусловно, интеллигентный, культурный, творческий человек.
 
– Он – питерец и вполне мог бы ездить на постановки, но он взялся за Кировский театр. Его программа для “Колеса” была весьма разнообразной. С одной стороны – “Дядя Степа” – для маленьких, спектакль игровой, сделанный с большим юмором. С другой стороны – классика. “Дубровский” для подростков. И абсолютно современный материал “Так-то да”. Журналисты, молодые драматурги наблюдали жизнь Кирова, разговаривали с людьми, и потом родился текст, который ставил сам Павлович. Получился очень удачный спектакль.
 
– Интересно, что опыт “вербатима” сейчас вовсю используется в провинции.
 
– В вятских сюжетах много иронии и сочувствия, и зритель смотрит их с большим интересом.
 
Оказалось, что есть театры, опыт которых невероятно важен для нашего братства, и последний пример, может быть, самый яркий. Мы приехали в Пермь по приглашению Михаила Юрьевича Скоморохова. Программа фестиваля была приурочена к юбилею – 30-летию работы в театре его художественного руководителя.
 
Пермь нынче подает себя как театральная столица европейской части России, здесь происходят события международного масштаба. Это весьма авангардный город. Я имею в виду “Театр-Театр”, “Сцену-Молот”, Театр оперы и балета, где работает знаменитый Теодор Курентзис. Наряду с ними существуют ТЮЗ и театр “У моста”.
 
Художественный руководитель Театра юного зрителя Михаил Юрьевич Скоморохов – фигура яркая, известная, и не только в Перми. Михаил Юрьевич любит рассказывать о своих корнях: он родом из деревни Скоморохово, жители которой были потомками гонимых при царе Алексее Михайловиче скоморохов, добравшихся до Урала.
 
Театр живет сложно в финансовом отношении, но поражает отлаженностью всего хозяйства. Мы говорим о том, что Театр-дом в наше время – большая редкость. Можно вспомнить РАМТ, “СамАрт”, Саратовский ТЮЗ, Вологодский театр для детей и молодежи, Кировский ТЮЗ.
 
Пермский ТЮЗ также – Театр-дом. Здесь привлекает все, начиная со здания. ТЮЗ расположен в старинном особняке, прекрасно отреставрированном (наши директора поражались, насколько профессионально и качественно сделана эта реставрация). И не случайно, что публика хочет сюда приходить. Это старый дом, где сохранились замечательное нарядное фойе, изразцовые печи. Здание с биографией: когда-то особняк принадлежал владельцу пароходства, затем здесь помещался купеческий клуб. И то, что здание сберегли, не перестроили, не перекрасили, – очень важно.
 
Удивительны чистота и порядок, ухоженность во всем. Думаю, держать в театр в таком порядке было ох, как трудно, и в этом огромная заслуга Михаила Юрьевича. Но ведь он не только хозяин, но и художник, практикующий режиссер. Из тех спектаклей, которые мы видели, – три поставлены художественным руководителем. Это “Предместье” (“Старший сын”) Вампилова, “Золоченые лбы” для семейного просмотра. Кстати, пьесу “Золоченые лбы” по Борису Шергину написала Ярослава Пулинович, молодой и популярный драматург. О чем это говорит? Скоморохов не просто ставит спектакли по инерции, он старается не терять форму, быть человеком современным. Последняя его премьера – “Европа-Азия” братьев Пресняковых. Спектакль получился любопытным, хотя, возможно, в чем-то и уязвимым.
 
– Были ли в афише детские спектакли?
 
– Мы смотрели “Отрочество”, поставленное Владимиром Гурфинкелем. Оно адресовано подростковому зрителю.
 
– А для младших школьников?
 
– Для самых маленьких спектаклей не было. Это одна из сложнейших тем. Во-первых, многие режиссеры не чувствуют сегодняшнего юного зрителя и сами говорят об этом. Не случайно, мы так гордимся молодежным проектом РАМТа – целой обоймой детских спектаклей. У молодых “женовачей” свой взгляд и на то, каким должен быть такой спектакль, и свой взгляд на детей. Они думали о взаимоотношениях с этой аудиторией. Но до сих пор проблема детских спектаклей остается самой существенной.
 
Тем не менее, для тех, кто приехал в Пермь, опыт знакомства с ТЮЗом Скоморохова оказался очень полезным.
 
– Я помню первое “Колесо” в Вологде. Тогда мы смотрели спектакли Бориса Гранатова, в рамках фестиваля прошел “круглый стол”, посвященный проблемам детского театра. Но обсуждений спектаклей не было. Они возникли позже.
 
– Да. И это произошло по желанию самих театров. Им важно мнение и критиков, и практиков. На фестивале бывают традиционные встречи труппы с критиками, но случаются и более интимные обсуждения всех участников “Колеса” с творческим руководством, где можно высказать свои впечатления без обиняков (на труппе разговор всегда требует осторожности).
 
В Перми была замечательная атмосфера. Еще недавно казалось, что времена тюзовского братства ушли, узы его ослабели. Появилось много новых людей. Но есть ощущение, что сегодня оно возрождается.
 
– Каким вы видите “Колесо” в идеале?
 
– В Нижнем Новгороде проведена Лаборатория молодых режиссеров и продюсеров, при РАМТе организовали конкурс театральных журналистов, победители которого были награждены. Интересна работа вокруг спектаклей. Что окружает театр? Я поняла, как складывается зрительский актив вокруг Саратовского ТЮЗа. Там Лаборатории новых пьес, показы, читки стали публичными. Хочется видеть связь: театр-зритель.
 
– Какое впечатление произвела на вас публика пермского ТЮЗа?
 
– Пермский ТЮЗ востребован. Зритель любит свой театр. По репликам зрителей очевидно: публика здесь постоянная. Она сравнивает спектакль с теми, что видела раньше.
 
– Куда поедет “Колесо” дальше?
 
– Идея фестиваля понравилась тюзовскому сообществу: выстроилась очередь театров, которые просят, чтобы “Колесо” приехало и к ним. Осенью у нас будет встреча в Челябинске, весной – в Твери. Есть заявки из Казани, Чебоксар и других городов.
 
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ



Назад   Наверх