Вы помните, откуда эта фраза? А «Пустяки! Дело житейское…»? Конечно, это сказал «мужчина в полном расцвете лет», самый лучший друг всех детей, Карлсон, с появлением которого жить становится интересней и веселей. 13 февраля Карлсон вновь прилетел к юным пермякам на премьере ТЮЗа.
«Малыш и Карлсон», постановка Татьяны Жарковой по произведениям А. Линдгрен, сценическая версия Т. Жарковой, художник-постановщик Людмила Шебеко, музыкальное оформление Михаила Шибанова.
Лет двадцать назад в Пермском ТЮЗе игрался спектакль с таким названием. Но у сегодняшнего жанр другой, спектакль имеет подзаголовок: «Приключения на крыше, и не только...». Крыш в спектакле много, высоких и не очень, близких и далеких, с трубами, на которых можно сидеть, как на стульчике, и уходящих в голубое небо к облакам. Там среди облаков летает и Карлсон. С крыши видно многое и далеко. А еще на крыше можно танцевать, играть с мячом, наконец, сидеть, свесив вниз ноги.
Если крышу чуть-чуть повернуть на колесиках, то она оборачивается стенкой комнаты Малыша. Вот так, с небес - бух! - в прозу жизни. А там мама. Бедная мама! Она только представила себе Малыша на крыше, и ... Спокойствие! Только спокойствие...
Театр показывает жизнь Малыша с приключениями - с точки зрения детей и взрослых. Все, что нравится детям, что влечет их от быта к игре, взрослых пугает. А зритель активно поддерживает Карлсона и Малыша, которые не устают прыгать, бегать, улетать в окно, переворачивать вещи в комнате вверх дном, изображать привидение, ловить жуликов... Взрослым с такими неуемными детьми-фантазерами сохранить спокойствие духа, а фрекен Бок - и разум возможно, если, наконец, воспользоваться советами Карлсона: махнуть рукой на дела житейские, как на пустяки, и сохранять спокойствие. Поэтому в конце спектакля и взрослые, и дети дружно пляшут и поют.
Спектакль легкий, как клоунада в цирке, как раз для старшего детсадовского и младшего школьного возраста. Пока эта «циркизация» действия не всегда изящна и продумана. Ближе других, на наш взгляд, к природе чувств такого рода приключений Александр Калашниченко и Андрей Пудов в роли дядюшки Юлиуса. Этот старичок с онемелыми конечностями оживает под влиянием Карлсона. У Пудова он еще живой и очень смешно делает сам себе массаж сердца, защищается зонтиком от Привидения, пробует танцевать с детьми. У Калашниченко - почти живой труп с угасшим взором. А при оживлении, как безумная кукла, широко раскрывает глаза, падает, встает, снова падает.
Дети в зале хохочут безудержно. Очень милая мама в исполнении заслуженной артистки И. Шишениной и Т. Пешковой узнаваема, современна. Созданные актрисами образы похожи друг на друга в искренней материнской любви к Малышу без особого его воспитания. Радует в этой роли проявление возросшего мастерства Т. Пешковой, сумевшей подчеркнуть в маме постоянную тревогу опаздывания куда-то. Роль Карлсона исполняют Р. Кондратьев и Д. Юрков, обаятельные, живые, но пока без главного своего фокуса, который бы заставил восхищенно ахнуть весь зал. Интересно было наблюдать за игрой вчерашних выпускников Пермского института искусства и культуры А. Дашиной и А. Сумишевского в роли Малыша, М. Прозоровой и В. Мазуниной в роли Астрид. Что касается домоправительницы фрекен Бок в исполнении заслуженного артиста РФ В. Серегина и В. Ельцовой, она особыми чудесами своего воспитания нас не удивила и «укрощение» ее пока проходит не очень убедительно.
Не будем делать окончательных выводов. Спектакль начинает жить, поэтому «спокойствие! Только спокойствие». Пусть он набирает силу и совершенствуется.
Галина Куличкина