Пятьдесят – это много? Всё зависит от того, о чём идёт речь. Если мы говорим о возрасте, то это солидная цифра. Полвека как-никак. В следующем году, ровно полвека исполняется Пермскому Театру Юного Зрителя. Но юбилейный сезон начинается уже сейчас. У именинника на этот сезон грандиозные планы.
К юбилею театра будет приурочено множество самых различных мероприятий: игры, экскурсии, выставки, конкурсы и многое другое. Кроме того, зрителям предложено активно поучаствовать в жизни театра, в качестве волонтёров. Ещё, зрители смогут выбрать любимый спектакль, который покажут в пятидесятый день рождения ТЮЗа.
Главные «вишенки» на именинном торте это премьерные спектакли. В прошлом сезоне, репертуар театра пополнился в основном современной драматургией (за исключением спектакля «Питер Пен»). В юбилейном году сцена ТЮЗа будет целиком и полностью отдана её величеству Классической Литературе. Зрителя ожидают произведения Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Остера. Но открылся сезон 18 сентября хрестоматийной пьесой Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве».
Режиссёр Евгений Зимин сам выбрал для постановки эту пьесу, считая что «Мещанин» ни капли не устарел даже сейчас. Подзаголовок спектакля «Фантазия на вечную тему», по замыслу создателей, даёт им возможность безгранично фантазировать по поводу того, как можно осовременить пьесу Мольера. Буквально втиснуть её текст в нашу реальность. При словах «осовремененная классика», перед глазами искушенного пермского театрального зрителя проносится целая череда образов: дядюшка в аквариуме, гламурная Каренина, «твиттер» в котором Чацкого объявляют сумасшедшим. В общем, насмотрелись пермяки на современную трактовку классики. Стало ясно, что если режиссёр излишне увлекается формой, в которую хочет обернуть классику, то он где-то невольно теряет содержание. И «на выходе» получается пустышка. Красивая, блестящая и бессмысленная.
Но, Евгений Зимин сумел поставить на сцене не пустышку с «наклейкой» Мольера, а нечто содержательное. В спектакле «Мещанин во дворянстве» видно очень хорошее взаимодействие режиссёра с художником-постановщиком Верой Курицыной, художником по свету, заслуженным работником культуры, Евгением Ганзбургом, и композитором Василием Тонковидом. Казалась бы, эка невидаль, что бы творческая группа сработалась. Но дело в том, что режиссёрские, художественные и музыкальные решения в спектакле «Мешанин во дворянстве» очень разные. При этом все служат единой цели – донести до зрителя суть пьесы и, конечно же, рассмешить (всё-таки комедия).
Конечно, основным средством переноса классики в современность становятся декорации и костюмы. Но они сделаны художницей Верой Курициной так, что непонятно современное это всё или старинное? Есть в «Мещанине…» и серые декорации, в которых сочетаются плазменный телевизор, шкафы-купе, выдвижная кровать и лестница старинного особняка. Тоже и с костюмами героев. Часть персонажей носит современные одежды. Другая часть одета в какое-то невероятное сочетание старого и нового: вот вроде граф Дюрант одет в красный камзол, но выглядит при этом как американский негр-репер. Главный герой, господин Журден носит только модные наряды, правда модными они были как раз во времена Мольера. Поэтому Журден выглядит нелепо среди окружающих. Из-за этого над ним смеются все (ну кроме Дюранта). Яркость костюмов и серость декораций подкрепляет очень интересное световое оформление – чего стоит только просвечивающее зеркало в одной из сцен. Так же интересно музыкальное оформление спектакля. Оно почти целиком состоит из французских песен ХХ века, причём их диапазон очень широк: от романсов Шарля Азнавура до рэпа.
Что касается режиссуры, Евгений Зимин выстроил «Мещанина во дворянстве» как и подобает класицистской пьесе, от триединства места, времени и действия которого не уйти. Хотя, в спектакле не редки необычные постановочные решения некоторых сцен, которые вводят классический сюжет в наше время. Особенно ярко это видно в финальных эпизодах, которые выполнены как телешоу. Правда, есть вопросы к уместности постановки драки учителей в замедленном ритме, стилизации начала второго акта под страшный сон одного из героев, и слишком частом проходе артистов на сцену через зрительный зал. Но недочёты этих сцен можно списать на молодость спектакля, и скорее всего, эти недостатки со временем будут исправлены.
Тем более что артистам в этом спектакле наверняка не просто – материал классический, а играть необходимо наших современников. Но актёры ТЮза с этим хорошо справляются.
Все эти составные части спектакля «Мещанин во дворянстве» очень разные по отдельности. Но вместе создаётся та самая, заявленная в афише, «фантазия на вечную тему». Штампы, по которым люди живут в каждом веке, поменялись, но люди не изменились. Глупых мещан вроде господина Журдена и сейчас хватает. И оружие против этой глупости только одно – его высмеивание. Как показывает спектакль, своего юмора «Мещанин во дворянстве» не растерял за сотни лет. Евгению Зимину, с помощью очень разных театральных приёмов, удалось этот юмор очень точно представить на сцене. В спектакле смешно почти все. Даже несколько откровенных сцены, из-за которых постановка, видимо, заслужила метку «16+», выглядят не столько эротично, сколько комично. И даже финал, в котором наказанный за глупость и сумасбродство господин Журден сходит с ума, тоже веселит зрителя.
В заключении, спектакль «Мещанин во дворянстве» можно сравнить с лоскутным одеялом. Оно сшито из разных, казалось бы, несочитаемых кусочков, из которых вместе получается очень яркое, а главное тёплое одеяло весёленькой расцветки. Пусть кое-где торчат нитки и виден шов, но это не беда, со временем всё это притрется. И такое одеяло станет очень хорошим подарком почтенному гражданину на пятидесятилетие.