В прошедшем сезоне одной из ярких премьер в театральной жизни Перми стал спектакль Михаила Скоморохова «Большая советская энциклопедия»,
поставленный по одноименной пьесе уральского драматурга и театрального деятеля Николая Коляды.
Для Пермского ТЮЗа – это не первое обращение к современной драматургии (на сцене театра успешно идут спектакли, поставленные по инсценировкам Ярославы
Пулинович, а так же «Контакт» Александра Югова и «Европа-Азия» братьев Пресняковых), однако – это одно из самых ожидаемых обращений к современной
драматургии.
Николай Коляда – один из самых (если не самый) известных современных драматургов, его даже называют «Солнцем русской драматургии» (то ли в шутку, то ли
всерьёз), спектакли по его пьесам идут на всей территории бывшего СССР, а так же далеко за пределами «союза» – Франция, Польша, Молдова – в Перми же, до
появления спектакля Пермского ТЮЗа, наблюдалась явная нехватка спектаклей, поставленных по пьесам «Солнца…» (оговорюсь сразу, что для меня Николай
Коляда действительно Солнце русской драматургии… и не только драматургии… однако об этом позже или даже в другой раз).
Спектакль «Большая советская энциклопедия» Пермского ТЮЗа – это осознанное желание Михаила Скоморохова обратиться к драматургии Николая Коляды
(возможно потому что и режиссеры чувствуют нехватку подобных спектаклей в Перми). Однако, правдивы ли, нет ли наши предположения, вынесенные за скобки,
спектакль родился и идет на сцене Пермского ТЮЗа и уже успел принять участие в международном театральном фестивале современной драматургии «Коляда-plays»
(мой материал о фестивале читайте на страницах журнала «Филолог» - philolog.pspu.ru).
В центре спектакля обычная житейская история, которая будет понятна если не всем, то многим. После смерти пожилой женщины в ее квартире собираются трое:
Вика – внучатая племянница покойной, Вера – работница фирмы по уходу за пожилыми людьми, которая наводит порядок в квартире после смерти, готовит квартиру к
продаже и Артем, который решил снять в этой квартире комнату… Все они до этого дня не были знакомы, но вот волей случая оказались в этой квартире.
Хозяйка квартиры оставила много вещей: там и елка со старинными масками и игрушками начала прошлого, двадцатого, века, и свадебное послевоенное платье, и
большая, «как циклоп», по словам Веры, советская энциклопедия, которая служит нашим героем и столом, за которым покойную по традиции нужно помянуть, и
стульями и прочей мебелью.
Каждый герой ищет в этой квартире свое: Вика пытается отыскать наследство: бриллианты, золото; Вера ищет спичечные коробки, которых у старух всегда много и
наклейки с которых она собирает с детства; а у Артема должна была здесь случиться любовная интрижка, которая, к его сожалению, не состоялась, но все они в итоге
ищут одно – смысл жизни, который так сложно найти.
За весь спектакль на сцене, кажется, так ни чего и не происходит, герои просто разговаривают, ведут те беседы, которые можно услышать каждый день – о любви, о
сексе, о боге, который выглядит как тот, кого ты любил всегда в душе, о деньгах, о помидорах и еще много о чем… о том, что важно, о том, что нельзя забыть, как все
советское, которое было таким красивым, о том, что должно быть в душе всегда… о жизни, о вере…
Однако в итоге на сцене рождается настоящая святочная история в центре которой находится Вера – девочка (настоящая девочка, потому что для мужа себя бережет)
со спичками наших дней. В спектакле неоднократно акцентируется тот факт, что Вера собирает этикетки от спичечных коробков, и даже Артем неоднократно называет
ее девочкой со спичками. На это указывает и время действия спектакля, которое перенесено режиссером на святочную неделю (в пьесе действие происходит в старый
новый год).
Заканчивается спектакль, как и полагается в святочной сказке, чудом, однако у этого чуда есть неожиданный идеологический посыл: на сцене появляется огромная
кремлевская звезда, и сама Вера, вслед за сценой преображается, появляясь перед нами в белоснежно-белом платье. В финала святочной истории Пермского ТЮЗа
мы видим не восшествие в рай, а веру в то, что земная жизнь Веры будет продолжена, что все у нее будет хорошо и кремлевская звезда станет для нее путеводной
звездой в новую счастливую жизнь.
Это спектакль-энциклопедия не советской, а общечеловеческой жизни.
Это спектакль – литературная энциклопедия в которой неожиданно возникают герои знакомых сказок, а так же новыми красками начинают играть герои чеховской
литературы (пьес «Вишневый сад» и «Чайка»), а иной раз и Федор Михайлович Достоевский со своим «Идиотом» и Раскольниковым может выглянуть из-за
художественной ткани спектакля.
Это спектакль об общечеловеческих ценностях, сквозь призму великой русской литературы, сквозь призму времен, сквозь призму театральности.
Илья Губин