15 марта на сцене ТЮЗа прошел премьерный показ «Большой советской энциклопедии» по пьесе замечательного режиссера, основателя собственного театра Николая Коляды.
Сам Коляда сделал собственную театральную версию летом 2012-го и даже успел свозить её на фестиваль, который состоялся полтора месяца назад в Москве «На страстном». Постановщиком пермского спектакля «БСЭ» стал Михаил Скоморохов, а режиссером – Александр Калашниченко.
Эта последняя пьесы Коли Коляды странная, длинная, но хорошая, о нашей жизни. Мы ее сократили на 40%. Я давно приглядывался к драматургии «соседа», но меня все время останавливало, что она хулиганская, плохо соотносимая с репертуаром театра для подростков. Но, слава Богу, мы дожили до того времени, когда можно без оглядки на цензоров работать и нам над взрослыми спектаклями. О чем данная постановка – решать зрителю, хотя очевидно, что здесь есть мотив ностальгии по недавнему советскому прошлому.
- сказал Михаил Скоморохов о своем восприятии текста и в целом творчества коллеги.
В спектакле собрались тридцатилетки, у которых сердце не в порядке. Повод же их встречи простой — поиск счастья.
Бабушка-коммунистка оставила после себя Большую советскую энциклопедию, в которой, как небезосновательно полагает ее наследница Вика, спрятаны награбленные драгоценности, почти как в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова. С той разницей, что авантюры из этого не получается, а выходит набившая оскомину драма мучимого жизнью человека, потому как он, человек, по завету классиков, непременно хорош и заслуживает всего-всего-всего, но обстоятельства до сих пор никуда не годны.
Денег «от зарплаты до зарплаты», да и «борщовые помидорчики» с собственного огорода изрядно надоели, счастья же не было и нет. Простого, женского. Вера и надежда есть, хоть отбавляй, а любви не хватает. В России извечный ее дефицит, потому что, говорит Вика, «мужиков нет – потому как они все, как общественные туалеты: либо засранные, либо уже занятые!» Но все-таки в квартире, «осиротевшей» после смерти бабушки, появляется Он, смазливый «дурашка» по имени Артём – объект желаний всех Вик нашей необъятной страны. А вот деревенщина Вера, сиделка никому ненужных старушек, узнает в нем своего суженого Серёжу и ради него оказывается готова на все – убрать с дороги соперницу, отдать «драгоценный запас» и, в конце концов, свою девственность.
Но ее жертвы оказываются не нужны, а мечты так далеки от воплощения, как кремлевские звезды. Видимо, неспроста в финале спектакля на сцене появляется гигантская пятиконечная звезда в качестве символа ушедшей эпохи, питавшей народ иллюзиями о будущем всеобщем счастье. Если хочется убедиться в том, что оно действительно не случится, и даже ностальгия уже не та, что была раньше, обязательно сходите на спектакль «БСЭ». Или загляните в саму «БСЭ», потому как, наивно восклицает Вера, в ней есть ответы на все интересующие нас вопросы.
Кстати, пермский ТЮЗ не в первый раз обращается к театру Коляды. В 2011 году на его сцене Владимир Гурфинкель сделал постановку спектакля по инсценировке романа Л. Толстого «Отрочество», созданной ученицей основателя уральской школы драматургии Ярославой Пулинович.
Евгения Князева.