Пермский театр юного зрителя - Пресса о нас - Пресса о нас
Лауреат премии Правительства Российской Федерации им. Фёдора Волкова
Войти в личный кабинет

Логин
Пароль


Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Пресса о нас

Медиа » Пресса о нас

ТЮЗ обзавелся своей «Большой советской энциклопедией»

 
15 марта на сцене ТЮЗа прошел премьерный показ «Большой советской энциклопедии» по пьесе замечательного режиссера, основателя собственного театра Николая Коляды.
 
Сам Коляда сделал собственную театральную версию летом 2012-го и даже успел свозить её на фестиваль, который состоялся полтора месяца назад в Москве «На страстном». Постановщиком пермского спектакля «БСЭ» стал Михаил Скоморохов, а режиссером – Александр Калашниченко.
 
Эта последняя пьесы Коли Коляды странная, длинная, но хорошая, о нашей жизни. Мы ее сократили на 40%. Я давно приглядывался к драматургии «соседа», но меня все время останавливало, что она хулиганская, плохо соотносимая с репертуаром театра для подростков. Но, слава Богу, мы дожили до того времени, когда можно без оглядки на цензоров работать и нам над взрослыми спектаклями. О чем данная постановка – решать зрителю, хотя очевидно, что здесь есть мотив ностальгии по недавнему советскому прошлому. 
- сказал Михаил Скоморохов о своем восприятии текста и в целом творчества коллеги.
В спектакле собрались тридцатилетки, у которых сердце не в порядке. Повод же их встречи простой — поиск счастья.
 
Бабушка-коммунистка оставила после себя Большую советскую энциклопедию, в которой, как небезосновательно полагает ее наследница Вика, спрятаны награбленные драгоценности, почти как в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова. С той разницей, что авантюры из этого не получается, а выходит набившая оскомину драма мучимого жизнью человека, потому как он, человек, по завету классиков, непременно хорош и заслуживает всего-всего-всего, но обстоятельства до сих пор никуда не годны.
 
Денег «от зарплаты до зарплаты», да и «борщовые помидорчики» с собственного огорода изрядно надоели, счастья же не было и нет. Простого, женского. Вера и надежда есть, хоть отбавляй, а любви не хватает. В России извечный ее дефицит, потому что, говорит Вика, «мужиков нет – потому как они все, как общественные туалеты: либо засранные, либо уже занятые!» Но все-таки в квартире, «осиротевшей» после смерти бабушки, появляется Он, смазливый «дурашка» по имени Артём – объект желаний всех Вик нашей необъятной страны. А вот деревенщина Вера, сиделка никому ненужных старушек, узнает в нем своего суженого Серёжу и ради него оказывается готова на все – убрать с дороги соперницу, отдать «драгоценный запас» и, в конце концов, свою девственность.
 
Но ее жертвы оказываются не нужны, а мечты так далеки от воплощения, как кремлевские звезды. Видимо, неспроста в финале спектакля на сцене появляется гигантская пятиконечная звезда в качестве символа ушедшей эпохи, питавшей народ иллюзиями о будущем всеобщем счастье. Если хочется убедиться в том, что оно действительно не случится, и даже ностальгия уже не та, что была раньше, обязательно сходите на спектакль «БСЭ». Или загляните в саму «БСЭ», потому как, наивно восклицает Вера, в ней есть ответы на все интересующие нас вопросы.
 
Кстати, пермский ТЮЗ не в первый раз обращается к театру Коляды. В 2011 году на его сцене Владимир Гурфинкель сделал постановку спектакля по инсценировке романа Л. Толстого «Отрочество», созданной ученицей основателя уральской школы драматургии Ярославой Пулинович.
 
Евгения Князева.



Назад   Наверх