Сегодня совершаем «Погружение» в премьеру пермского Театра юного зрителя – семейную драму «Господа Головлёвы» по мотивам одноименного романа Салтыкова-Щедрина. Драматург Ярослава Пулинович и режиссер-постановщик Михаил предложили свою версию гибели зажиточной дворянской семьи XIX века. Несмотря на серьезную смену в расстановке акцентов, итог истории сохранился именно щедринский – печальный и многозначительный.
В интервью «Эху» накануне премьеры Михаил Скоморохов рассказывал , что в центр истории помещен не Иудушка, а глубокая трагедия всей семьи, обделенной материнской любовью. История семьи Головлёвых рассказана по-новому – и почти не изменена вовсе. Дело в том, что драматург и режиссер начинают не с возвращения блудного сына, Стёпки-балбеса, в ненавистное Головлёво, не с семейного суда над ним и не с 60-летия барыни Арины Петровны. Начало – это свадьба молодых, властной и хозяйственной Арины (Елена Бычкова) и романтично-безалаберного Владимира (Андрей Пудов), появление семьи, преумножение головлёвского богатства. Лишь к концу первого действия мы подбираемся к событиям романа. А в то же время перед нами книжные Головлевы, вплоть до сочинительства стишков главой семейства или кражи пирога Стёпкой в детстве.
В результате главной героиней становится Арина Петровна, оттесняющая на второй план и мужа, и детей, и внуков. Сам же спектакль завершается примерно на середине событий романа, оставляя в неизвестности судьбу Иудушки.
Вырождение Головлёвых начинается с психологического отчуждения супругов друг от друга и матери от детей на фоне внешнего благополучного ведения дел. Трагедия семьи – это проклятие отчуждения. Рождества не будет, праздник отменяется; дочь Аня сбегает, братья отправляются в университет и гимназию; в пустом доме под вой метели Владимир Михайлович собирает детские игрушки. И вот уже бегство ничем не заканчивается, и круг замыкается; члены семьи начинают умирать один за другим; бабушка Арина переживает обоих внуков, сыновей Иудушки-Порфирия.
Головлёво Салтыкова-Щедрина – это деревня-склеп, наведенный неведомо кем морок, «сама смерть, злобная, пустоутробная, вечно подстерегающая новую жертву». Но в постановке перед нами гораздо более симпатичные образы, кроме разве что Иудушки (Александр Красиков), который как раз непонятно как выродился в дьявольское подобие своих безобидных братьев. Личные трагедии Степана и Павла, равно как и их истоки их ненависти к Порфирию в пляске смерти, протекающей во втором действии, обозначены лишь пунктиром. И поэтому же постановку ТЮЗа сложно в полной мере назвать трагедией семьи; скорее трагедией ее главы, звучащей действительно во весь голос.
Книжная барыня Головлёва пыталась облагодетельствовать детей скорее из лицемерия, куски она выбрасывала. А Арина Петровна, великолепно сыгранная Еленой Бычковой, вызывает жалость, несмотря на всю жесткость и холодность ее персонажа. Не возьми она хозяйство в свои руки, муж пустил бы их по миру; не было бы ни университета, ни офицерства, ни дома в Москве, захирение ждало бы Головлёвых гораздо раньше. Другое дело, что передать труды оказалось некому.
Противоречивым и перекликающимся с последними эпизодами романа получился и финал постановки. Это семья Головлевых на общем фамильном портрете. И это же «умертвия», «серые призраки», наполнившие собой пустой дом, которые будут терзать остающегося в полутьме финальной сцены Иудушку в последние месяцы его жизни. И это же люди, получающие прощение, точь-в-точь как его получит от автора Порфирий Головлев (конец романа по-разному истолковывается критиками до сих пор). Как бы то ни было, получилась очень цельная история из щедринских мотивов – стяжательства и «пустоутробия», протяжного «нравственного окостенения» и прозрения с запоздалым раскаянием, ведущих к фразе: «Господи, да неужто ж и у всех так!» Классическая драма с прекрасной актерской игрой, удачными визуальными и музыкальными находками.
Игорь Лазарев